Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
210 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Обзор изменений экологического законодательства за сентябрь 2024 года

Представляем обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Всего за сентябрь 2024 года принято 32 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере экологического надзора, учета и отчетности.

Учет изменений экологического законодательства позволяет выстраивать эффективный комплаенс, управлять экологическими рисками и принимать взвешенные управленческие решения в экологической, правовой и экономической плоскости. Планирование экологических рисков позволяет эффективнее подготовится к мероприятиям экологического надзора со стороны проверяющих органов.

ТОП-10 самых важных изменений месяца

1. С 1 марта 2025 г. вносятся изменения в перечень разрешительных документов в сфере экологического контроля (надзора). Постановление Правительства РФ от 11.09.2024 N 1236 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1096».

2. Уточнены особенности осуществления государственного и муниципального (надзора) контроля. Постановление Правительства РФ от 11.09.2024 N 1234 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336».

3. Утверждены состав и содержание заключения государственной экологической экспертизы. Приказ Минприроды России от 22.07.2024 N 463 «Об утверждении состава и содержания заключения государственной экологической экспертизы». Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2024 N 79332.

4. Утверждена форма заявления об актуализации сведений в цифровом паспорте промышленной продукции. Приказ Минпромторга России от 19.08.2024 N 3748 «Об утверждении формы заявления об актуализации сведений в цифровом паспорте промышленной продукции». Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2024 N 79640.

5. Внесены изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011). Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 06.09.2024 N 61 «О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза „О безопасности упаковки“ (ТР ТС 005/2011)».

6. Правительством определены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащие применению в 2024 и 2025 годах. Постановление Правительства РФ от 24.09.2024 N 1290"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2024 г. N 492″.

7. Рассмотрен вопрос об исполнении обязанности по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров. Письмо Росприроднадзора от 12.08.2024 N ТК-10-03-34/30872 «О рассмотрении обращения».

8. Установление права собственности на отходы, образующиеся в процессе деятельности арендатора, а также обязанности по исполнению требований природоохранного законодательства могут быть определены сторонами в договоре аренды недвижимого имущества. Письмо Росприроднадзора от 05.08.2024 N ВЧ-10-02-34/29587 «О рассмотрении обращения».

9. Даны разъяснения по вопросу заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Письмо Росприроднадзора от 23.08.2024 N ТК-10-01-34/32665 «О рассмотрении обращения».

10. ФНС направлены разъяснения Минприроды по вопросу об учете полезных ископаемых, добытых из отходов недропользования, на государственном или территориальных балансах запасов полезных ископаемых. Письмо ФНС России от 29.08.2024 N СД-4-3/9901@ «О налоге на добычу полезных ископаемых».

Экологический надзор

Прозрачность в области контроля утилизации отходов

С 1 марта 2025 года вступают в силу изменения в перечень разрешительных документов в сфере экологического контроля и надзора, согласно постановлению Правительства РФ от 11 сентября 2024 года № 1236. Одним из ключевых нововведений является включение в указанный перечень решения о внесении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, занимающихся утилизацией отходов от использования товаров, в соответствующий реестр.

В то же время, постановление исключает необходимость согласования проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, что может значительно упростить и ускорить процесс реализации экологических инициатив. Кроме того, установлено, что учет объектов контроля будет осуществляться не только через традиционные методы, но и при ведении реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся утилизацией отходов.

Новые стандарты аккредитации испытательных лабораторий

В сентябре 2024 года Росаккредитацией было утверждено новое руководство по аккредитации испытательных лабораторий, касающееся соблюдения требований пункта 21 Критериев аккредитации в соответствии с пунктом 7.7.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Документ, обозначенный как СМ N 04.1-1.0019, представляет собой важный шаг к упрощению и стандартизации процессов аккредитации в России. В руководстве содержатся разъяснения обязательных требований, которые помогут лабораториям лучше понять и выполнить критерии аккредитации, установленные приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020 года № 707.

Это позволит не только повысить качество испытаний и исследований, но и обеспечить соответствие современным международным стандартам, что является ключевым фактором для интеграции российских лабораторий в глобальную научно-техническую среду.

Экологический учёт и отчётность

КЭР для новых субъектов РФ

Росприроднадзор в своем письме от 22 августа 2024 года (N ВЧ-09-06-34/32360) информирует о порядке получения комплексного экологического разрешения (КЭР) для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территориях новых субъектов Российской Федерации, таких как Херсонская и Запорожская области, а также ДНР и ЛНР. В соответствии с установленными требованиями, предприятия, эксплуатирующие объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) I категории, должны подать заявку на получение КЭР не позднее 1 сентября 2025 года. Заявка направляется в территориальное управление Росприроднадзора через Государственную информационную систему в сфере природопользования (ГИСП).

Чтобы ознакомиться с порядком предоставления данной государственной услуги и процессом регистрации в ГИСП, можно посетить стартовую страницу официального сайта Росприроднадзора в разделе «Росприроднадзор информирует», а также воспользоваться ссылкой: https://rpn.gov.ru/activity/services/28168/ .

Экологический контроль: новые требования для промышленных объектов

В соответствии с разъяснениями, представленными в письме Росприроднадзора от 09.08.2024 N ВЧ-09-03-34/30810, производственный экологический контроль на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду II и III категории, должен осуществляться с учетом установленных технологических нормативов и нормативов допустимых выбросов.

Важно отметить, что если на стационарных источниках выбросов этих объектов зафиксированы предельно допустимые выбросы (ПДК) или маркерные загрязняющие вещества, и результаты расчетов рассеивания показывают, что выбросы достигают или превышают 0,1 ПДКмр на границе земельного участка, такие источники обязаны быть включены в план-график контроля.

Экологическая ответственность

Изменения в техническом регламенте упаковки

С 6 сентября 2024 года вступают в силу изменения, внесенные в технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии № 61. Основные изменения касаются уточнения правил обращения упаковки и укупорочных средств на рынке ЕАЭС.

В частности, были пересмотрены правила обеспечения соответствия упаковки и укупорочных средств, а также порядок подтверждения их соответствия требованиям регламента. Эти изменения направлены на повышение уровня безопасности упаковки и защиту потребителей.

Важно отметить, что новое решение вступает в силу через 180 календарных дней с момента его официального опубликования, что дает производителям и поставщикам время для адаптации к новым требованиям.

Экологические платежи

Обязанности бизнеса по утилизации

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 12 августа 2024 года (N ТК-10-03-34/30872) был рассмотрен вопрос об исполнении обязательств по утилизации отходов от использования товаров. В документе подчеркивается, что выполнение нормативов утилизации может быть осуществлено путем передачи полномочий российскому экологическому оператору или ассоциации.

Важно отметить, что данное правило касается товаров и упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации произошла в период с 1 января по 31 декабря 2023 года. Это означает, что компании, работающие в указанном временном промежутке, должны учитывать новые требования и готовиться к взаимодействию с уполномоченными организациями для обеспечения соблюдения норм утилизации.

Изменения в КЭР

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 5 сентября 2024 года (N ВЧ-09-06-34/34277) были даны важные разъяснения по вопросу внесения изменений в комплексное экологическое разрешение (КЭР). Согласно нормам Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ), основания для пересмотра и внесения изменений в КЭР четко определены.

Хозяйствующие субъекты обязаны формировать и направлять заявление на внесение изменений при наступлении следующих условий:

1. Если в течение шести месяцев и более наблюдаются нарушения обязательных требований, установленных КЭР, то он подлежит отзыву без пересмотра, если это предусмотрено пунктом 14 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ.

2. КЭР также может быть отозван в случае снятия объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с государственного учета.

Важно отметить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны строго выполнять условия, предусмотренные КЭР. За несоблюдение этих условий или осуществление деятельности без действующего КЭР предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отходы

Обращение с отходами: права арендаторов и собственников

Вопрос о том, кто владеет отходами, образующимися у арендатора, и соблюдение природоохранного законодательства, очень важен и должен быть четко прописан в договоре аренды. В письме Росприроднадзора от 5 августа 2024 года говорится, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Согласно правилам, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) должен заключать договоры с теми, кто законно владеет зданиями и участками, где образуются отходы. Это касается как жилых, так и нежилых помещений, за исключением некоторых случаев.

Также важно помнить, что если права на недвижимость переходят к новому владельцу, он должен в течение трех дней уведомить регионального оператора об этом и заключить договор на услуги по обращению с ТКО. Это нужно для того, чтобы обеспечить правильное обращение с отходами и соблюдение природоохранных норм.

Недропользование

Получение заключения об отсутствии полезных ископаемых

Для получения заключения об отсутствии полезных ископаемых на участке предстоящей застройки заявитель может представить топографический план в любой из законодательно предусмотренных систем координат. Это разъяснение основано на Административном регламенте, утвержденном приказом Роснедр от 22.04.2020 N 161.

Важно соблюсти требования к масштабу, а также указать внешние контуры участка и географические координаты угловых точек. Представление топографического плана в системе координат, не входящей в единую электронную картографическую основу, не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

Особенности постановки на учет в качестве налогоплательщика НДПИ

С 24 мая 2024 года вступил в силу приказ ФНС России № ЕД-7-14/415@, который определяет особенности постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Постановка на учет осуществляется на основании сведений о предоставлении прав на пользование недрами, которые сообщаются уполномоченными органами. Если участок недр расположен на территориях нескольких субъектов РФ, учет производится в налоговых органах каждого из них.

Приказ также устанавливает процедуру, сроки и порядок уведомления налогоплательщиков о постановке на учет. Устаревший приказ МНС России от 31.12.2003 № БГ-3-09/731 признан утратившим силу.

Животный мир

Государственная информационная система управления охотой

29 августа 2024 года было принято постановление Правительства РФ № 1172, утверждающее положение о государственной информационной системе (ГИС) управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Документ определяет:

• Порядок создания и эксплуатации ГИС: включает состав и структуру информации, а также правила предоставления и обмена данными.

• Функции участников: описывает роли оператора федеральной системы и других участников информационного взаимодействия.

• Взаимодействие с другими системами: устанавливает порядок работы с информационными системами органов, не являющихся поставщиками или получателями информации.

Минцифры России выступает техническим заказчиком, а Минприроды России — функциональным заказчиком системы. Постановление вступает в силу с 1 января 2025 года, за исключением некоторых положений, которые начнут действовать с 1 сентября 2025 года.
0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.