Люди, которые живут или работают рядом, не имея никакого доверия к клинике, неохотно записываются к незнакомому врачу. Большинство приходят за недорогой услугой. Потом уже спрашивают, есть ли у нас определенный специалист. В основном пользуются спросом лабораторные услуги. Например, общий анализ крови, анализ крови на тиреотропный гормон (ТТГ), ПЦР, анализ на инфекции, передаваемые половым путем.
Еще одна популярная услуга — ультразвуковая диагностика. Люди часто обращаются к нам, так как у нас УЗИ аппарат экспертного класса. Зачастую пациенты приходят с разными жалобами уже после обследования в других клиниках, так как лечение не дало результатов. Кольпоскопия также является частым обращением, так как немногие клиники муниципальные проводят видеокольпоскопию.
Рекламные каналы 1. Рекомендательные сервисы
Для привлечения клиентов мы используем продвижение на сайтах-агрегаторах: Zoon, ПроДокторов, 2GIS. В этом месяце подключили продвижение по seo и контекстную рекламу.
Благодаря коллтрекингу, установленному на каждом рекламном канале, мы понимаем откуда пришел клиент. Я считаю это самой эффективной метрикой. Опросы не дают никакого результата. Потому что у человека в сознании может остаться только конечная точка — ресурс, с которого он позвонил. А в реальности это может быть история семи касаний: увидел наружную рекламу, получил флаер, затем рекламный пост в соцсетях, например. А потом зашел в поисковик, вбил ключевой запрос, попал на zoon и из большого перечня данного каталога выбрал именно нашу компанию, потому что вспомнил нашу предыдущую рекламу. Позвонил и записался на прием. И в таких случаях сложно понять, что же в итоге повлияло на его решение.
Рекомендательные сервисы — это то же сарафанное радио, но в диджитал-формате Юлия Леоненко, маркетолог медицинского центра в Краснодаре «Формула жизни»
К нам клиенты приходят
20% от общего количества — с ПроДокторов; 30% — с рекомендательного сервиса zoon.ru; 50% — это все остальное вместе: сарафанное радио, seo 2. Карты Яндекса и Гугла
Карты — это первый органический трафик, который можно получить бесплатно. Карточки компании на Яндекс и Гугл мы сделали несколько месяцев назад. Там мы указали подробную информацию о клинике: текстовое описание, галерею фотографий, актуальный прайс-лист, режим работы и контактные данные для связи. Трафик с карт мы отслеживаем с помощью статистики в личном кабинете Зуна. Ежемесячно с карт приходит в среднем 15 человек.
3. Промокоды
Промокоды мы выдаем по названию компаний. Так мы понимаем насколько влияет удаленность организации от клиники. Благодаря этому рекламному каналу в месяц к нам записывается 5-10 человек.
Как анализируем рекламные каналы 1. Изучаем статистику. Мы являемся премиальным пользователем Zoon. Личным кабинетом этого сервиса я пользуюсь ежедневно. Удобно смотреть уже готовую конверсию. Там за нас все посчитали или сделали бенчмарк (сравнение с конкурентами). Например, сколько мы записали людей и сколько записывают в среднем конкуренты. скриншот из личного кабинета «Формулы жизни» на zoon.ru
скриншот из личного кабинета «Формулы жизни» на zoon.ru
С помощью Zoon мы стали больше обращать внимание на качество принятых звонков. Мы обязательно прослушиваем разговоры администратора с клиентом, пользуемся всеми фильтрами, в частности, «нет времени» и «нет услуги». Это удобно, потому что я сразу вижу по какой причине человек не записался: не было подходящего времени или услуги. Юлия Леоненко, маркетолог медицинского центра в Краснодаре «Формула жизни»
Есть возможность повлиять на качество работы администратора. Например, я захожу в личный кабинет и смотрю, что клиент не записался по причине «нет времени». Тогда я прослушиваю звонок, чтобы понять, предложил ли администратор другое время, сделал ли он все, что нужно, чтобы все-таки записать клиента, или он просто сказал, что для него нет подходящего времени. Регулярно просматриваю расчетную конверсию из посещения в звонок.
2. Считаем окупаемость каждого рекламного канала. По крайней мере, стараемся. Сейчас первичный клиент выходит в среднем 700 рублей. Считаем просто. Делим бюджет на количество записей. На следующий месяц планируем заложить 150 000 рублей на продвижение. Подключим PR. Количество клиентов увеличивается и, соответственно, возрастают расходы на рекламу. Два этих показатели всегда связаны.
Дополнительные способы продвижения Мы используем акции для клиентов и работу с репутацией
1. Акции. Больше всего пользуется спросом акция — анализ массы тела с расшифровкой. Ее делает диетолог и стоит это 700 рублей вместо стандартных 1500.
Также мы проводим акцию для новых клиентов — минус 20% для тех, кто приходит. Эту акцию и другие размещаем везде, где только возможно: Zoon, 2GIS, Яндекс и Гугл карты. Мало сказать людям: «Мы — хорошая клиника. Приходите к нам». Нужно их как-то мотивировать. Оценку эффективности акции делаем, прежде всего, по тому, сколько людей записываются по этой стоимости. Нравится, что в Zoon можно посмотреть CTR акции.
Отмечу, что эффективность акций всегда выше, когда клиент узнает о ней на приеме у специалиста. На сегодняшний день люди «насытились» акциями, скидками в 10 или 20%. Мотивировать пациента приобрести какую-то дополнительную услугу получается через потребности. Пациент намного вероятнее запишется на анализ массы тела если врач объяснит, что это поможет скорректировать питание и даст прогноз по дальнейшему лечению или коррекции веса. Когда в баннерной рекламе размещена информация о том, что на эту услугу есть скидка (даже 25%), без понимания ее смысла пациент вряд ли запишется.
2. Работа с репутацией. Мы только недавно начали работать с репутацией, но очень хотим развиваться в этом направлении. Пока только подрастаем в этом плане. Уже после получения услуги администратор говорит, на каких агрегаторах мы размещены и просит оставить отзыв. Некоторые клиенты сами хотят поделиться своим мнением.
Нам выгодно, что клиент не только оставит отзыв, но и еще раз взглянет на наши услуги и акции. Возможно, появится желание вернуться снова. Также у нас есть тейбл-тенты на ресепшене с QR-кодом, который можно отсканировать и оставить свое впечатление о клинике Юлия Леоненко, маркетолог медицинского центра в Краснодаре «Формула жизни»
Негативный отзыв в наш адрес был написан всего один раз. Клиент усомнился в правильности выписанного ему лечения. Мы связались с ним в личном сообщении и предложили снова приехать к нам. Проблема была решена. Я советую, если есть возможность, поступать так же. Важно узнать причину негативного отзыва. Если же он анонимный, то на него следует хотя бы ответить. Извиниться или просто написать что-то вроде «Спасибо за отзыв. Мы примем к сведению» Нам, действительно, не все равно, что думают о нас клиенты. И мы хотим, чтобы наши потенциальные клиенты увидели наше небезразличие.
Советую предпринимателям Заручитесь помощью людей, у которых есть опыт открытия заведения или работы в этой сфере. Их консультации помогут понимать истинные потребности целевой аудитории. Тщательно выбирайте компаньонов, с которыми будете работать, в том числе инвесторов. На этапе открытия бизнеса, у вас должен быть главный пакет, чтобы при принятии важных решений, никто не мог повлиять на ход развития бизнеса. Для ведения успешного бизнеса нужно больше работать, но при этом уметь перезагружаться. Велоспорт, сноуборд, другие активные хобби идеальны в этом вопросе. Смена деятельности очень хорошо помогает в решении сложных вопросов. Не слушайте чужое мнение перед запуском. Больше полагайтесь на себя, цифры и анализ. Банальный совет, но рабочий. Вставайте пораньше, чтобы успеть сделать побольше. На этапе формирования УТП, первыми шагами в продвижении медицинской клиники не советую выделять бюджет на контекстную рекламу. По сути это вообще не эффективно. Хотя многие маркетологи это советуют делать как самый первый или один из первых шагов в продвижении услуг. На деле работает в первую очередь органический трафик.