Счастье и деньги, брак, здоровье, добродетель, биохимия и тип государства. Что такое счастье
В последние десятилетия ученные всерьез занялись его изучением.
Что важнее для счастья — деньги или брак, гены или добродетель, воспитание или устройство государства?
И когда умные люди хотят что-то изучить, они начинают с того, что определяют, что именно они хотят изучить и как это измерить.
Они исходили из общепринятого определения счастья. Что счастье это — «субъективное благосостояние». То есть то о чем я сказал в своем самой первой статье. Это то приятное ощущение ради которого мы готовы делать все что нам скажет наш мозг, чтоб он им нас снова наградил. Представьте насколько это просто.
Вот вам подтверждение или если хотите признание наукой, того о чем говорили пророки, учителя и мудрецы древности, что счастье это процесс который происходит внутри нас — это либо непосредственное переживание этого приятного состояния, либо удовлетворение тем, как в целом идет наша жизнь.
И если это внутреннее ощущение, как же его измерить извне? Очень просто, Можно поспрашивать людей об их субъективном ощущении.
Психологи и биологи, когда хотят оценить уровень счастья, выдают людям анкеты и подсчитывают результаты. Типичная анкета, оценивающая субъективное благополучие, предлагает участнику оценить по шкале от 0 до 10, насколько к нему применима фраза: «Я доволен собой таким, каков я есть», «Я считаю свою жизнь очень удачной», «Я с оптимизмом смотрю в будущее», «Жизнь хороша».
Затем исследователь складывает баллы и вычисляет уровень удовлетворенности респондента.
Такие опросы проводятся с целью соотнести субъективное чувство счастья и различные объективные факторы. Например, в исследовании сопоставляются люди, зарабатывающие соответственно $100 тысяч и $10 тысяч долларов в год.
Если обнаружится, что субъективное благополучие в первой группе достигает 8,6 балла, а во второй — только 6,3, исследователь вправе предположить позитивную корреляцию между богатством и субъективным благосостоянием — проще говоря: больше денег, больше счастья.
Тот же метод можно применить для решения вопроса, в самом ли деле состоящие в браке счастливее одиночек или разведенных.
Этот подход не свободен от недостатков, но прежде, чем разбирать его минусы, давайте рассмотрим плюсы. Среди прочих интересных выводов получен и такой: деньги в самом деле влияют на ощущение счастья. Однако до определенного предела, а дальше разница стирается. Пока люди находятся в самом низу экономической лестницы, больше денег значит больше счастья.
Мать-одиночка, которая зарабатывает 400 долларов в месяц, убираясь в чужих квартирах, будет счастлива — то есть ее субъективная оценка собственного благосостояния существенно и надолго поднимется, — если она выиграет в лотерею $100 тысяч. На эти деньги можно кормить и одевать детей, не обременяя себя работой и новыми долгами.
Но если топ-менеджер, который зарабатывает 250 тысяч в год выиграет миллион или компания вдруг удвоит ему жалованье, ощущение счастья продлится лишь несколько недель.
Научные данные подтверждают, что долгосрочного изменения самочувствия не произойдет.
Ну, купит машину круче, переедет из квартиры в особняк, станет пить Хеннеси вместо водки — но и это вскоре покажется обыденным.
Еще одна интересная подробность: болезнь снижает уровень счастья, но источником долгосрочного огорчения она становится лишь тогда, когда причиняет мучительную и постоянную боль. А так, узнав о своем хроническом заболевании — например, диабете — люди некоторое время переживают, но, если болезнь не усугубляется, адаптируются к своему новому состоянию и набирают столько же «баллов счастья», сколько и здоровые. Семья и круг общения сказываются на уровне счастья больше, чем деньги и здоровье. Люди в крепкой семье, имеющие развитые и надежные дружеские и родственные связи, заметно счастливее тех, кто живет в разобщенной семье и не нашел или не искал для себя круг общения.
Особенно важен брак. Одно исследование за другим подтверждает прямую корреляцию между удачным браком и высоким уровнем субъективного благосостояния, между неудачным браком и низкими баллами счастья. Это верно независимо от экономического и даже от физического состояния человека.
Небогатый инвалид в окружении преданной семьи, любящей жены и добрых друзей может чувствовать себя намного счастливее, чем одинокий миллиардер. Единственная оговорка: если речь идет не о крайней нищете и если болезнь не причиняет боли и не слишком быстро прогрессирует.
Вот почему столь ценимая нами свобода оборачивается против нас.
Да мы можем выбирать себе партнеров, соседей и друзей, но и они теперь вправе нас покинуть.
С появлением у каждого человека беспрецедентной возможности самостоятельно выбирать свой жизненный путь многим людям становиться все труднее и труднее приспособиться к этому.
Мы были сделаны для того чтобы жить в стае.
И когда семьи и общественные связи рушатся, мы проваливаемся в одиночество.
Как эти выводы соотносятся с упомянутыми выше социологическими исследованиями, доказавшими, что люди в браке в среднем счастливее одиночек?
Во-первых, исследования устанавливают корреляцию, а не причинно-следственную связь, которая может оказаться вовсе не той, что предположили исследователи, а обратной. Действительно, среди женатых больше счастливых людей, чем среди одиноких и разведенных, но это еще не означает, что брак гарантирует счастье — быть может, счастливые люди чаще вступают в брак.
Но главным открытием из всех является то, что счастье не зависит от объективных условий, от богатства, здоровья и даже от отношений. Скорее от корреляции между объективными условиями и субъективными ожиданиями. Если человек мечтал о быке и повозке и сумел добыть и то и другое, он доволен.
Когда же дела идут плохо, ожидания тоже «сворачиваются», в итоге даже тяжелая травма не мешает человеку чувствовать себя счастливым, как прежде.
Конечно, чтобы это выяснить, необязательно было обращаться к психологам с их анкетами. Пророки, поэты и философы уже тысячи лет назад осознали: важнее удовлетворение от того, что имеешь, чем вечная гонка за тем, чего хочешь. Но все же приятно, когда современное исследование, все эти данные и графики подтверждают интуитивные выводы древних.
Но теперь мы обладатели всех знаний древних и современных мудрецов, у нас есть фМРТ и в последние 20 лет мы очень многое узнали о работе нашего мозга, мы знаем что такое уравнение эмоций, которое выходит из всех этих знаний и подтверждает что ожидание это половина того чтоб будет влиять на наше эмоциональное состояние. То на есть наше субъективное ощущение благополучия, которые мы называем счастьем.
Позвольте мне тут привести слова Ноя Харари, одного из умнейших по моему мнению ныне живущих современников, который высказался следующим образом,
Потому что счастье определяется ожиданиями, два столпа нашего общества — СМИ и реклама, — сами того не желая, истощают планетарные ресурсы счастья.
100 лет лет назад восемнадцатилетний юноша в глухой деревне считал бы себя крутым, ведь в деревне всего 50 особей мужского пола и по большей части либо старики, морщинистые и покрытые шрамами, либо малышня. А современный подросток чаще всего боится «недотянуть». Даже если большинство одноклассников — не красавцы, он равняется не на них, а на кинозвезд, спортсменов и супермоделей, которых ежедневно видит по телевизору, в соцсетях и на гигантских рекламных щитах.
Так может быть, недовольство жителей развивающихся стран подпитывается не столько бедностью, болезнями, коррупцией и политическим давлением, сколько сравнением со стандартами жизни в развитых странах?
При Януковиче вероятность умереть от голода, болезни или насилия для обычного украинца стала гораздо ниже, чем при Владимире Великом.
Казалось бы, когда в 2014 году они вышли на улицы, им следовало плясать и благодарить Николая Угодника за милости.
Но нет же, они вышли, чтобы свергнуть ненавистного Януковича.
Они сравнивали свою участь не с жизнью предков в феодальном обществе, а с благополучием американцев при Обаме.
Социологи задают в анкетах вопросы о субъективном «самочувствии» и соотносят ответы с социально-экономическими факторами, такими как богатство и политическая свобода. Биологи задают те же вопросы, но ответы соотносят с биохимическими и генетическими факторами.
Результат, признаться, шокирует. Биологи говорят, что нашими мыслями и эмоциями управляют биохимические механизмы. Как любое состояние души, субъективное ощущение счастья определяется не внешними параметрами — зарплатой, отношениями, политическими правами, — а сложной системой нервов, нейронов, синапсов и биологически активными веществами: серотонином, дофамином и окситоцином.
Ни выигрыш в лотерею, ни покупка дома, ни повышение по службе, ни даже взаимная любовь не сделают человека счастливым. Человека делает счастливым только одно — приятное ощущение в организме. Тот, кто выиграл в лотерею или обрел любовь и скачет от радости, на самом деле бурно реагирует не на любовь и не на деньги. Он реагирует на гормоны в крови, на электрические разряды в определенных участках мозга.
Сравним средневекового русского крестьянина и современного банкира. Крестьянин жил в неотапливаемой глинобитной хижине с видом на хлев, а банкир возвращается с работы в роскошный пентхауз, битком набитый новейшей техникой, с видом на Москва Сити. Казалось бы, он намного счастливее: но счастье у нас в голове, а голове и дела нет до хижин и пентхаузов, хлева и вида на Москва Сити — мозг регистрирует уровень серотонина. Когда в 1713 году крестьянин закончил строительство дома, нейроны его мозга выделили серотонин, достигший уровня 10. Когда в 2013 году банкир выплатил последний взнос за свой чудо-пентхауз, нейроны его мозга выделили столько же серотонина, и был достигнут уровень удовольствия 10.
Мозг не ведает, насколько пентхауз круче глинобитной хижины, мозг знает одно: уровень серотонина достиг десятки. Итак, банкир нисколько не счастливее своего далекого предка, средневекового крестьянина.
Да, секс, выигрыш в лотерею, автомобильная авария — на время могут сделать нас счастливыми или несчастными. Но на самом деле это делают молекулы серотонина, дофамина и электрические разряды в нейронах.
И во первых нам очень важно это понять, а во-вторых, узнать как мы можем повлиять на эти процессы которые происходят внутри нас.
Да мы устроены очень не просто, но наука не стоит не месте, и те данные о нашем мозге которые мы получили последние несколько десятилетий вкупе со старыми проверенными тысячелетиями методиками, могут позволить нам существенно влиять на алгоритмы которые заложила в нас природа, для того чтоб сделать свою жизнь легче и интереснее.
В следующих статьях я поделюсь простыми и о сложными трюках, которые нам могут помочь влиять на процессы происходящие в нашем организме, зная то, что мы уже знаем.
Впереди самое интересное. Вступайте в наше сообщество в Телеграм, чтобы быть в курсе последних новостей проекта АНТИДОТ.
С Вами был Майкл Свобода.
Живите ярко друзья.