редакции Выбор
Как создать комиссионный бутик и сделать его прибыльным
Антикризисная идея
То, что это будет бутик комиссионной брендовой одежды, знали сразу: рынок вещевого ресейла — перспективное направление, тем более в условиях кризиса. Но главное — дело было хорошо знакомо жене, поскольку у нее был опыт работы в таком магазине: она планировала продвигаться именно в этой нише.
Чтобы начать бизнес, мы продали квартиру: часть вложили в проект, кроме того оформили кредит.
Ставка была сделана на эксклюзивную одежду. Идея оказалась востребованной: в магазине начали появляться постоянные клиенты — как те, которые сдавали одежду на комиссию, так и те, кто хотел ее приобрести.
Через два года магазин переехал в более выгодное место, а не так давно мы открыли еще одну точку и задумались о том, чтобы развивать этот бизнес в других городах, тем более что желающие купить франшизу уже обращаются.
Элитная комиссионка: в чем выгода
В сознании многих людей словосочетание «комиссионный магазин» вызывает ассоциацию с ношеной и не всегда опрятной одеждой. Но так было в советские времена. И хотя еще в середине 2000-х сфера была не развита, сейчас ситуация изменилась — во многом, благодаря растущей конкуренции. Люди почувствовали возможности ниши, ведь такой проект может существовать, независимо от экономической ситуации в стране, а сам бизнес можно передавать по наследству. Есть у него и другие преимущества, например, относительно небольшие вложения и возможность выбрать направление.
Минимальные вложения — этим он привлекателен для тех, кто хочет начать свое дело: для старта нужны помещение и реклама. Закупать товар не придется, поскольку им обеспечат люди, сдающие вещи на комиссию.
Широкий выбор областей специализации — одежда, обувь, мебель, бытовая или компьютерная техника и т.д.
Арендная плата — она зависит от уровня магазина, его статуса, места расположения, сервиса: если комиссионный торгует брендовыми вещами, он должен находиться в центре города, а значит, обойдется дороже тех комиссионок, которые расположены в «двушке» спального района.
На чем строится заработок
Принцип такой: наценка на товары, выставленные на продажу, — от 30% до 50%: все зависит от того, в каком состоянии они находятся и к какой категории относятся. Размер комиссионного вознаграждения определяется договором комиссии, там же указывается цена на товар и срок его реализации. Комитент определяет желаемую цену (не дороже 50% от реальной рыночной стоимости такого же нового товара). Если комиссионер выкупает вещь сразу, он может оценить его по собственному усмотрению.
По каким критериям отбирается товар
Главные требования — «чтобы не стыдно было продавать». Если комиссионный магазин специализируется на продаже брендовой одежды, вещь должна быть оригинальной, высокого качества, не иметь проблемных зон: не деформированная, без стрелок, дырок, пятен в уязвимых зонах, с целыми аксессуарами.
Иногда сдать вещь в химчистку или ремонт берется сам комиссионер (оговаривается с комитентом), потом сумма расходов закладывается в стоимость товара. Таким образом, клиент освобождается от необходимости заниматься этим самостоятельно.
Отличить оригинал от подделки позволяет специальный прибор (привезенный нами из США), с помощью которого можно провести верификацию вещи: сканируется качество материала, фурнитура, швы, данные обрабатываются, на основе этого производится оценка с точностью до 99% и формируется документ.
Клиенты
Комиссионные бутики, специализирующиеся на брендовой одежде, ориентированы на тех, кто следит за модой, хотят быть стильными, носить вещи известных марок по доступной цене. Вопреки расхожему мнению о посетителях комиссионок, доходы таких клиентов выше среднего. Основная масса — состоявшиеся женщины, которые умеют считать деньги. Многие наши клиенты становятся постоянными.
Команда
Идеальный кандидат на роль продавца в таком магазине — тот, кто разбирается в модных тенденциях и разделяет идеологию компании. В нашем случае — это желание вносить положительный вклад в качество жизни, осознанное потребление и стремление сохранить планету. Если человек активен, проявляет инициативу, но не имеет опыта работы в данной сфере, — не проблема: многому можно научиться в процессе работы.
Мы не пытаемся удержать сотрудника, который решил уйти, например, чтобы развиваться дальше самостоятельно, благодаря чему со многими не один год поддерживаем дружеские отношения.
Что надо учесть на старте
Опыта ведения бизнеса у нас не было, поэтому в первые годы допустили некоторые ошибки.
Ошибка No 1. Выбор места для магазина
Комиссионные не стоит открывать в ТЦ, но наш первый магазин располагался именно там. Практика показала, что такие бутики должны находиться в отдельном помещении рядом с салонами красоты, антикварными салонами, ресторанами, которые посещают наши потенциальные клиенты. Запуская второй магазин, мы приняли это во внимание.
Ошибка No 2. Смета на ремонт
Составляя ее, мы не учитывали тот факт, что надо закладывать + 20% на дополнительные расходы, из-за чего пришлось брать деньги в кредит.
Ошибка No 3. Подбор персонала и работа с командой
Излишнее доверие привело к тому, что столкнулись с воровством. После инцидента усилили охрану, применили дополнительные меры защиты товара, проводим инвентаризацию.
Кроме того, начали проводить собрания с участием высшего руководства и всех членов коллектива, постоянно обновляем инструкции, где четко прописан порядок действий. Если работники не понимают идею проекта, они не могут донести ее до клиента, а это негативно сказывается на деле в целом. Собственник должен напоминать об этом постоянно. Идея нашего проекта звучит так: «Относитесь к жизни осознанно — покупайте брендовые вещи и экономьте, всегда оставаясь стильными и сохраняя планету».
Ошибка No 4. Автоматизация бизнеса
Мы сделали это не сразу, хотя она дает существенные преимущества.
Ошибка No 5. Качество
Бывало так, что неопытные работники принимали некачественный товар. После того, как были прописаны инструкции и повышен уровень контроля, ситуация изменилась.
Ассоциация комиссионных магазинов (АКМ) для поддержки и развития отрасли
За время работы нам не раз нужна была грамотная юридическая поддержка или консультация, но обратиться было не к кому. Устаревшее законодательство, не защищающее интересы собственников бизнеса, — одна из основных проблем предпринимателей этой отрасли. Например, однажды нас обвинили в продаже подделок: представитель одного из известных брендов написал заявление в соответствующую инстанцию, и у нас конфисковали товар. На то, чтобы его вернуть и доказать, что мы перепродаем брендовые вещи, а не шьем контрафактную одежду, ушло много времени и сил.
Такие случаи, к сожалению, не редкость, что и подтолкнуло к созданию АКМ: теперь у каждого предпринимателя — члена ассоциации — есть возможность получить помощь и юридическую поддержку по различным вопросам, связанным с бизнесом. Я являюсь председателем Ассоциации.
Еще одно направление деятельности АКМ — проведение конференций, выставок, фестивалей. Например, в октябре в Санкт-Петербурге мы провели Первый городской фестиваль осознанного потребления в сфере моды Big Resale Weekend, в нем приняли участие 310 человек и порядка 9 тысяч посетителей. Это говорит об интересе к рынку ресейла фирменной одежды и о том, что он со временем имеет шансы обойти масс-маркет.