редакции Выбор
Как я открыла аптеку в Марокко
Все детство провела в аптеке
Моя мама ещё в школе любила химию, биологию и с детства мечтала работать в аптеке. Она поступила в Пятигорский Государственный Фармацевтическую Институт в Пятигорске. И во время учебы вышла замуж за одноклассника – Виктора Кочетова. А в конце четвертого курса родила меня.
Все свое детство я провела в аптеках. Набравшись опыта, в 1996 году мои родители открыли в Буденновске первую собственную аптеку ООО «Аптека 207». Сейчас уже работает три точки сети. Уже с детства, я, как и мама, знала, что буду фармацевтом. Не ожидала только, что в таком экзотичном месте.
В 18 лет я поступила в Фармацевтическую академию в Пятигорске. В соседней комнате общежития проживал марокканец Риада Захи Эль Алаоуи. Сначала мы просто дружили, проводили время вместе, но спустя время он стал за мной ухаживать. Закончив ВУЗ, он уехал на родину. При этом честно сказал мне, что пока он не встанет крепко на ноги – не откроет собственную аптеку – обещать замужество не будет. В Марокко так принято - мужчина может жениться, только если способен обеспечить семью. А я осталась в России: еще два года училась в ВУЗе и год проработала в аптеке родителей в Буденновске. Затем мы поженились, так как Риад открыл-таки свою аптеку, и я уехала на ПМЖ в Марокко, Марракеш.
9 лет на проверку документов
Я ехала в Марокко с двумя целями – наладить отношения с семьей супруга и открыть собственную аптеку.
Меня ждал очень долгий путь, предшествующий получению разрешения на аптеку – уравнение дипломов и аттестатов. Сейчас уже не требуется для подтверждения диплома пересдавать устный экзамен. Но при этом очень много бумажной волокиты. Сначала я подтверждала школьный аттестат –предоставляла школьную программу за 9-11 класс с перечнем предметов и школьных часов по ним. Затем диплом о высшем образовании, предоставила бумагу, подтверждающую мое проживание в Марокко. Анкеты с данными по всем близким людям проверялись Министерствами образования, внутренних и иностранных дел. Несколько раз меня вызывали в полицию на анкетирование. Проверяли, живу ли я постоянно в Марокко. Только в этом случае можно открыть в стране аптеку. Затем, когда все документы были проверены, мне надо было пройти в течение полугода практику в местной аптеке. Потом я сдавала в Министерство образования отчет о практике и переведенную дипломную работу.
На это ушло около 9 лет. Когда все документы были готовы, я нашла подходящее место и открыла наконец аптеку.
Марокканцы уважают иностранцев!
Самым сложным для меня было выучить язык. Надо было выучить классический арабский язык и французский. Конечно, поначалу было трудно в общении. Я допускала массу ошибок, но надо мной никто не смеялся, относились очень лояльно, с пониманием. Марокканцы уважают и даже восхищаются иностранцами, которые говорят на их языке. Мне кажется, что иностранцев они ставят на ступень выше, чем своих.
Когда я только приехала, я не водила машину – пришлось учиться. Вливалась в местную жизнь я постепенно. У меня достаточно быстро появилась компания – молодые русские женщины, с которыми я встречалась почти каждый день. В итоге сформировался круг близких друзей – он состоит из пяти семейных пар. Все мужчины марокканцы учились в России, у всех - русскоговорящие жены. Мы все дружим, наши дети растут вместе. Очень трудно приходится тем, кто первое время остается без поддержки, так как Марокко – это другие обычаи, другой язык. Мусульманская страна – свои правила и обычаи.
Бизнес по-мароккански
Марракеш – это туристический город. Самая большая проблема – найти подходящее для аптеки место. Зато здесь нет сетевых аптек – на один диплом по закону можно открыть только одну аптеку. И еще одна особенность в том, что аптеки не могут располагаться рядом друг с другом – вокруг каждой аптеки должен быть соблюден радиус 300 метров. Ты находишь место, и тебе кажется, что нужное расстояние соблюдено. Сначала сам меряешь, смотришь, нет ли рядом аптеки. Потом нанимаешь топографа, он уже проводит точные измерения. И выдает бумагу, что это место подходит для открытия точки, соблюдены все условия.
Затем эти бумаги надо подать в администрацию на получение разрешения на открытие аптеки. И за счет того, что радиус в 300 метров соблюден, у каждой аптеки есть свои клиенты. И роль играет не ценовая политика, а работа со своими клиентами, грамотное общение и эффективные продажи.
Моя аптека Dyour Marjane названа так по имени района – чтобы людям было проще ее найти, когда она является дежурной. Наша аптека также предлагает парафармацию и косметику, на которые периодически делаются небольшие скидки в пределах 10-20% - «товар недели». Процент от выручки косметических средств составляет 30%. Каждая аптека сама определяет и цену, и размер скидки на парафармацию. Это солнцезащитные кремы, шампуни, гели, кремы для лица, тела, средства для ухода. Декоративная косметика в аптеке не продается.
Наценка на препараты составляет 30%. В средней марокканской аптеке, в том числе и у меня, продажи в месяц составляют приблизительно 20000 евро. Со всеми расходами - зарплаты работницам, аренда, налоги - чистыми остаётся 3000-4000 евро. Марокканские аптеки невозможно сравнивать с российскими: в России сильная конкуренция между сетями и небольшим игрокам зачастую работать невыгодно.
В моей аптеке работают две девочки-марокканки. Они открытые, общительные, хорошо идут на контакт с клиентами. У многих работающих в аптеке девушек нет профессионального образования. Они приходят в аптеку на практику. И провизоры их обучают. Девушки приходят устраиваться на работу сразу после школы, максимум училища. Если у них есть желание, то затем они получают профильное образование. Зарплата работницы в аптеке Марокко начинается от 21000 рублей.
Площадь аптеки небольшая – 24 кв.м, два этажа. Наверху находится мой кабинет, внизу - торговый зал.
Маркетинг по-мароккански
Девочки-работницы знают по имени практически всех клиентов. Более того, они знают их родителей, кто родился, кто женился. Иногда клиенты приходят просто поговорить. Часто пожилые женщины каждый день приходят в аптеку померить давление, рассказать свои новости. Часто клиентки приглашают наших сотрудниц на семейные торжества – свадьбы, рождение детей. И еще одна особенность – цены в марокканских аптеках одинаковые. Все препараты приходят уже с подписанными ценами.
Так как в Марокко нельзя открывать сети, это исключает острую конкуренцию. И все имеют возможность работать на равных правах. Поэтому в Марокко легче работать, чем в России - более спокойно и стабильно. Проверки аптек случаются очень редко. Нас может проверить налоговая, Министерство здравоохранения. Проверяются условия хранения препаратов, журналы отпуска рецептурных препаратов. Контрольные закупки в Марокко не делают. Думаю, в Марокко и не подозревают о существовании таких закупок.
В каждом городе Марокко есть свой фармацевтический синдикат со своим президентом. Синдикат – это организация, которая связана с мэрией конкретного города. Они совместно определяют время работы аптек и очередность их дежурств. Каждый синдикат отвечает за работу аптек в своем городе. Данная структура никем не регулируется.
Еще одна особенность Мараккеша – мало того что допускается одна аптека на район, так еще и все работают одинаково: с 9 утра до 12.10, а затем закрываются на обед. И начинают работать с 15.00 и до 19.30. Плюс-минус час, в зависимости от зимнего или летнего времени. Каждую неделю в каждом районе аптеки дежурят по очереди.
Дежурная аптека работает без перерыва – с 9 до 23 часов с субботы по пятницу. Затем приходит очередь дежурить другой аптеке. Одна аптека дежурит днем, а другая - ночью. А синдикат следит за отсутствием конфликтов между аптеками. Для этого регулярно собирает директоров, улаживает конфликты. Каждые два года выбирается президент синдиката и актив.
Сложился семейный клан
У нас сложился семейный клан – аптека моих родителей в Буденновске, аптека у брата и наши две аптеки с мужем в Мараккеше. Кстати, аптеку брата я и мой муж открывали вместе. В 2013 году мы переехали к брату на год, чтобы помочь открыть и поднять аптеку, а затем уже вернулись обратно в Марокко.
В Марракеше жизнь течет очень спокойно, умиротворенно. Жители нерасторопные. И когда назначаешь встречу, то они очень часто опаздывают. На праздники –дни рождения, свадьбы – гостей надо пригласить к трем, чтобы они пришли к шести. Я скучаю по родителям и навещаю их каждое лето, но Марокко мне стал уже родным – жизнь здесь стабильнее и спокойнее.
Я лично знаю шесть русскоязычных фармспециалистов, имеющих аптеки. И ещё две знакомые сейчас подтверждают дипломы. Алгоритм везде один – русские женщины учатся в российском ВУЗе вместе с марокканцами, выходят замуж и уезжают в Марокко. Затем подтверждают диплом и открывают аптеку.
Почему марокканцы едут в Россию? Скорее всего, срабатывает сарафанное радио, они узнают информацию через знакомых или родственников, которые получили образование в России, и принимают решение ехать к нам. Российское образование считается крепким! Однажды к моему мужу в аптеку пришла клиентка и стала задавать ему вопросы про учебу в России. Она узнавала эту информацию для сына – волновалась, можно ли отпустить его в Россию, как там протекает жизнь. Сейчас её сын учится в Пермской государственной Фармацевтической Академии. В российский ВУЗ поступить проще, так как в Марокко очень высокий проходной бал. И раньше на территории Марокко было не так много институтов, поэтому многие марокканцы поехали в Россию, а приехали с дипломом и женой.
Мы с супругом воспитываем трех детей. Старшая дочка уже решила, что тоже будет работать в аптеке. Ее мечта – открыть свой бизнес.