редакции Выбор
Яндекс Аура: 2 недели «взаперти». От начала теста до новых инвайтов
Для тех, кто не в курсе: всплеск «Ауры»
Раннее тестирование «Ауры» началось осенью 2018, первые тестеры — сами разработчики, их коллеги по «Яндексу» и др. 15-16 марта начался открытый бета-тест — у некоторых пользователей под поисковиком появилась иконка «Ауры». После регистрации они могли приглашать до 5 человек в сутки. Но вдруг начались непредвиденные проблемы...
Специальный чат в Телеграм для инвайтов в «Яндекс.Ауру»
Неожиданно новость о соцсети от Яндекса разлетелась по Рунету. Про Ауру писали в СМИ, её обсуждали блогеры, в чатах и беседах Телеграм и ВК люди выпрашивали инвайты. Кто-то специально регистрировался в «Яндекс.Почте» с целью попасть на бета-тест. Инвайты в «Ауру» даже продавали на Авито!
Про инвайт за 15 тысяч даже писала ТАСС
Причин такого безумия по нашему мнению несколько:
- Первые отзывы и «сарафанное радио». В СМИ «Ауру» оценили позитивно-нейтрально, на форумах первоначально тоже. Люди заинтересовались новым сервисом — после регистрации «залипали» на полдня... и звали знакомых, чтобы интереснее проводить время. «Сарафан» врубили на полную мощность.
- «Игра в инвайты». Закрытый бета-тест подогрел интерес аудитории. Главным развлечением 16-17 марта была «охота за инвайтами», в некоторых чатах люди спамили десятки электронных почт. Работал принцип «если все хотят — чем я хуже?».
- «Настоящая соцсеть». Люди устали от бесконечной рекламы, кликбейтных заголовков и срачей в комментариях. И вот — только что открывшаяся соцсеть, где каждый человек — настоящий. Как выражались пользователи самой «Ауры»: «Здесь так лампово».
Закончилась эпидемия быстро — закрытием инвайтов 18 марта. Ещё пару дней интернет по инерции бурлил, появлялись обзоры и отзывы на новую соцсеть. А потом — тишина, и про «Ауру» забыли все, кроме ~15 000 участников ЗБТ, которые успели «запрыгнуть» за 3 дня. Запертые в одном сервисе-соцсети. Что же они увидели?
Что такое Яндекс.Аура?
По мнению самих разработчиков «Аура» — не соцсеть, а социальный сервис. Даже не отдельное приложение — вкладка на мобильном поисковике «Яндекс». Его задача — находить близких по интересам людей, заводить знакомства и общаться с реальными людьми. Поэтому регистрация возможна только по настоящей фотографии, пользователи — живые люди (по утверждению «Яндекса»), а в соцсети существует «smart matching» — поиск людей с похожими интересами, которые готовы пообщаться онлайн. Более того: отсутствует платная реклама (бесплатную уже обеспечили пользователи), продвижение страницы и другие «бизнес-функции». По этой же причине запрещены мат, нецензурная лексика и срачи по политическим мотивам.
Примечание пользователя: «настоящая фотография» — это в теории. В действительности подойдет любая, до этого незаметная в сети (за фото из мемов скорее всего забанят).
Невообразимое количество постов. А ведь в «Ауре» всего 15-20 тысяч пользователей
Помимо «умного поиска» знакомых у «Ауры» есть ещё пару фишек, которые делают её особенной соцсетью:
- Главный механизм формирования «ленты» (в кавычках — потому что ленты нет, вы свайпайте посты один за другим) — лайки/промотки. Понравился пост — свайп вправо и давайте больше контента. Не интересует — свайп влево, и таких материалов станет меньше. Новая нейросеть «Яндекса» подбирает вам ленту, исходя из «лайков/промоток». В результате — больше интересного, качественного контента.
Примечание пользователя: на данный момент механизм работает не всегда — «неинтересный» пост может появляться 2-3 раза. Зависит от количества ваших «сообществ» и подписок.
Механизм свайпа напоминает Тиндер. «Ауру»- такой гибрид Тиндер, Твиттер и Instagram. Ядерная смесь.
- Нет как таковых «групп» — есть «сообщества». Вы можете добавить его в настройках (например «кино и фильмы»), чтобы «впустить» в ленту больше постов на эту тему. Если в «Ауре» нет сообщества «детские игрушки» — не расстраивайтесь, можете сами его создать. Новые пользователи автоматически увидят его при поиске групп. Из-за такого механизма значимость подписок на другие аккаунты мала — лента формируется по интересам.
Примечание пользователя: несмотря на это подписываться «аурщики» любят — за первую неделю в соцсети появился и массфоловинг, и флешмобы «акция в поддержку Ауры — поставьте лайки этому посту, если вы в восторге от вашей ленты».
- Постинг в отдельное «сообщество». Нет привычной «ленты» — нет и «личной стены». Можно напрямую постить материал в одно или несколько сообществ, где он наиболее интересен. Удобный механизм — подписчики-технари не увидят пост с обсуждением Льва Толстого и наоборот. Но есть ограничение — в «тегах» нельзя поставить более 3 сообществ (в ленте подписчиков отобразится одно).
В итоге - “Яндекс” сделал сервис с заимствованиями из Instagram, Тиндер, ВК (оттуда утащили идею фонов для текстов).
«Эксперимент с ~15 тысячами подопытных» — что случилось за 2 недели ЗБТ?
Вначале немного статистики от разработчиков и пользователей"Ауры«:
- Пользуются сервисом около 15000 человек. Мужчины — две трети аудитории. Средний возраст пользователей — около 30 лет;
- Топ-3 популярных сообществ: путешествия (9,5 тысяч), технологии (8 тысяч), яндекс (7 тысяч). Узконаправленные сообщества (история, политика, бизнес и т. д.) получают от 100 до 1000 подписчиков;
- В среднем у популярных людей (разработчиков «Ауры» или хороших блогеров) около 1000 подписчиков. Макисимум — 2600 человек, «Герман», один из разработчиков сервиса.
- Рекорд «Масфоловинг невиданных масштабов» — у одного пользователя 17 тысяч (!!!) подписок. Т. е. он подписался на все действующие аккаунты (~15 тысяч) и на часть неактивных/забаненных.
Эти правила написали сами пользователи. Разработчики отметились в комментариях: «Мы тоже правила пишем. Очень похоже»
Первые ощущения от «Ауры» были... странными. Виснущие свайпы, непривычный интерфейс, постоянно мешающая иконка «Алисы». С другой стороны — атмосфера искренности, откровенности, детской радости. Сотни постов с текстом «Привет Аура, я Дима/Сережа/Саша/Валера. Давайте знакомиться». Обсуждение случайных тем, личных проблем, погоды за окном и лучших сортов кофе.
Лучший способ понять атмосферу «Ауры» — увидеть самому. Но пока «прием новичков» приостановлен, давайте вкратце:
- «Ламповость». Главная цитата первых дней — «здесь так лампово». В «Ауре» атмосфера «чат психологического тренинга» — все позитивные, шутят и знакомятся. Минимум гонки за просмотрами, подписчиками и т. д. — ведь монетизировать контент нельзя. Часть «ламповости» со временем ушло, но до сих пор 90% контента «Аура» — позитивные посты и фото;
Неромантичная «ламповость» — первые попытки рекламы, вакансий и перенаправления трафика в «Ауре». После закрытия инвайтов начались баны таких аккаунтов.
- «Разработчики рядом». Среди них — сотрудники «Яндекса», создавшие и тестировавшие «Ауру» осенью. Есть предложения или отзыв — пиши в ЛС разработчикам. Сотрудники «Яндекс» активно ведут страницы и пишут комментарии. Нет границ между администрацией и аудиторией.
- «АнтиInstagram». Удивительно, но самый популярный формат постов — текст на цветном или белом фоне. В первые дни соотношение постов «фото/просто текст» было 50/50, сейчас приблизительно 80/20. Что это — неудобная редакция фото? Лень подыскивать изображение? Аудитория, которая читает длинные тексты? Пока неясно.
- «Избранные пользователи». Аудитория сервиса чувствует «особенность»: им удалось прорваться в «Ауру», а остальным — нет. Это «их» соцсеть, пользователи помогают разработчикам вылавливать ошибки и улучшать сервис. После открытия инвайтов «аура избранности» не пропадет — первым пользователям уже выделили специальные «лампочки» в профиль.
- «Яндексоманы». Часть контента соцсети — о ней самой, новых фишках и перспективах. Разработчики публикуют в «Ауре» описание обновлений, им задают вопросы о других сервисах «Яндекса». Только в «Ауре» десятая часть пользователей обсуждает «Яндекс.Станцию» и «Алису».
Похожая ситуация в «Википедии» — первые пользователи создали негласную «администрацию» и проводят свою политику развития сайта.
Кому подойдет Аура?
За две недели «Яндекс» исправил стартовые лаги, добавил мелкие детали. Сделали многое, ещё больше обещали. Так что — «Аура» станет «русским Instagram»? Не факт — негативных отзывов и комментариев хватает и внутри сервиса, и в обзорах.
Важный вопрос — сможет ли «русский Google» сделать сервис круче Instagram или Tinder? ВК, Instagram, Facebook, Telegram, Twitter... Аудитория соцсетей уже сформирована годами, переманить её будет трудно. Многое зависит от самих пользователей — смогут ли они после «открытия Ауры» сохранить в ней «ламповую» атмосферу с искренностью и минимумом негатива? Поживем — увидим.
Плюсы:
- Необычный механизм «ленты» — в русских соцсетях такого ещё не было;
- Только живые люди (как минимум — на время бета-теста);
- Постинг по сообществам, а не на стену — легче найти свою аудиторию и не засорять ленту других;
- Дружелюбность основного комьюнити «Ауры» (скорее всего — на время закрытого тестирования);
- Интересный и красивый дизайн интерфейса.
Как сами пользователи «Ауры» любят новый сервис...
Как сами пользователи «Ауры» любят свой сервис...
Минусы:
- Отсутствие отдельного приложения — с мобильного «Яндекса» открывать «Ауру» мешает иконка «Алисы» и другие мелочи;
- Обязательная «Яндекс.Почта» и «Яндекс.Браузер» на мобильном — ;
- Непонятный механизм «сообществ» — не сразу разбираешься, как их добавлять и зачем они нужны;
- Отсутствие чатов — общение либо в комментариях (неудобно проматывать), либо в ЛС.
- Нет отображения статистики в профиле, ограничение сообщений 2200 знаками
Примечание пользователя: на старте добавились технические проблемы, медленные свайпы и т. д., но за неделю «Яндекс» справился с неполадками. И да — есть версия, что отсутствие своего приложение у «Ауры» — это способ раскрутить мобильный «Яндекс.Браузер».
На компьютере открывается короткий лендинг с приглашением в Google Play и App Store — и все. Но недавно пользователи «Ауры» самостоятельно (!) сделали рабочую ссылку на ПК. Теперь соцсеть открывается на ноутбуках и компьютерах.
Блог в «Ауре» — актуально или нет?
Новая соцсеть конечно привлекла внимание блогеров и инфобизнеса. Дружелюбная аудитория, только формируются «сообщества» — отличное время для раскрутки блога или привлечения аудитории на сайт. Но есть подводные камни:
- Направленность — в «Ауру» люди приходят общаться, а не смотреть рекламу вебинаров/товаров. Попытки компаний собирали в лучшем случае негативные комментарии, в худшем — ловили бан разработчиков;
- Политика «Яндекса». Пока в «Ауры» не хотят пускать таргетированную рекламу, коммерцию и т. д. В профиле даже нет отображения статистики — её предоставляют разработчики по личному обращению;
Пост Германа. Для «аурийцев» он — главный представитель разработчиков. Общается, шутит — и вот такие посты выкладывает. Аудитории понравилось.
- Малая аудитория. ~15000 человек с различными интересами — слишком размытая ЦА. В «Ауре» любят личный контент — мысли, фотографии, обсуждения. Сообщества «бизнес», «копирайтинг», «маркетинг» не набирают даже 2000 человек.
Вывод: даже если вы в «Ауре» — не стоит сейчас раскручивать там бизнес. Ведите личный аккаунт и привлекайте подписчиков. Это пригодится, если «Яндекс» потом запустит рекламные инструменты на сервисе.
Конец «ламповости»?
Многие пользователям понравился невольный «эксперимент» Яндекса с закрытой для посторонних соцсетью. Но все хорошее когда-нибудь кончается — вечером 29 марта разработчики открыли частичные приглашения. Механизм изменили — небольшое количество инвайтов распределили между пользователями. Больше активности за 2 недели — больше инвайтов.
К чему это приведет — разрушению ламповой атмосферы? Новой волне продажи инвайтов за деньги? Или опять начнется «волная хайпа» в Рунете? Увидим в ближайшее время. «Русский Facebook» уже есть, «русский Instagram» дал нам «Яндекс» — не хватает только отечественного Твиттера!
Напоследок — ещё один пост Германа с подробностями об инвайтах. Добро пожаловать в Ауру!
Материал подготовлен автором медиа-портала ProTraffic.