Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник
Я с большим недоверием отношусь ко всем этим нынче модным «серийным» предпринимателям, которые нет-нет, да заглядывают ко мне на наставничество. Начинаем копать и понимаем, что там профессионализмом и не пахнет, всё рассчитано исключительно на удачу.
А вот когда приходят подобные сегодняшней новости, когда большие бизнесы заходят на чужие территории — тут мне не совсем понятны перспективы. С одной стороны, глупо в сегодняшней наиперспективнейшей обстановке не осваивать дополнительные возможности. С другой стороны, хватит ли знаний, чтобы успешно освоить ещё и новое направление?
ЦИТАТА:
1. После отказа крупных западных производителей парфюмерии и косметики инвестировать в российский рынок локальные компании стали массово создавать свои линейки. Так, для работы в этом сегменте обувной ритейлер «Эконика» и одежная сеть 2MOOD зарегистрировали совместную компанию «Глоу Бьюти». За последние полтора года в стране уже создано почти 150 новых косметических марок. Ситуация в сегменте парфюмерии и косметики в первый год нового кризиса складывалась немного лучше, чем в одежном ритейле. По данным Infoline, в 2022 году в России оборот парфюмерно-косметического рынка снизился на 4–5%, до 800 млрд руб., одежного — на 10,3%, до 2,6 трлн руб.
2. Сейчас контрактные производства загружены на полную мощность, так как и торговые сети начали наращивать выпуск косметики под собственными торговыми марками. Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил о необходимости предоставить преференции российским производителям парфюмерно-косметической продукции, чтобы помочь им занять ниши, освободившиеся после ухода иностранных брендов.
3. По словам экспертов, локальным игрокам практически невозможно попасть на полки специализированной розницы. Сейчас российские производители парфюмерии и косметики реализуют продукцию в основном через маркетплейсы, но этот канал пока значительно уступает по объему продаж офлайн-магазинам.
МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ:
1. С интересом понаблюдаю, что получится у одёжников/обувщиков создать на косметическом поприще. Если это будут очередные 2-3 парфюма, то стоило ли огород городить? Сразу ведь придётся вспомнить слова из басни Крылова, которые я взял в качестве сегодняшнего заголовка. А если это будут полноценные линейки, да ещё и с качественным стратегическим маркетингом и дистрибьюцией, то это совсем иная история.
2. Проблема входа на розничные полки существует, но зачастую причины ищут не там, где нужно. Когда я модерировал экспертную дискуссию в рамках мероприятия «Сделано в России», то представители розницы открытым текстом говорили о том, что большинство предложений о сотрудничестве очень сырые, не отвечают на вопрос «Зачем менять то, что уже есть, на неизвестные товары?», не дают ясной картины, как планируется развивать маркетинговую поддержку продаж. А раз так, то зачем сотрудникам розницы делать бесполезную работу?
3. И да, поиск надёжного и качественного партнёра, которому можно будет доверить производство своей продукции, — это очень сложная и трудоёмкая задача. Я вижу это в тех проектах, которые сопровождаю в качестве внешнего директора по стратегическому маркетингу и развитию.
И дай Бог, чтобы у каждого российского предпринимателя получилось создать то, что даст ему славу, уважение и деньги!