редакции Выбор
Радуйтесь: у вас хотят своровать идею!
Среди бизнесменов, к сожалению, довольно мало творцов – тех, чье дело строится вокруг оригинальной авторской идеи. Пожалуй, это те самые 3% предпринимателей, которые добиваются большого успеха. Те, кто пытается заработать, «позаимствовав» чужую идею, либо с трудом держатся на плаву, либо и вовсе быстро идут ко дну.
Основополагающая концепция
К моменту создания своего проекта Альбина и Николай хорошо изучили фитнес-кухню изнутри. Они увидели достоинства и недостатки различных направлений, и нигде не увидели главного – работы на результат клиентов.
Основной идеей их проекта стала продажа результата, а не услуги. Так в 2014 году появился нашумевший PrimeTime, слава о результативности которого разлетелась по просторам интернета очень быстро. На проекте представлен комплексный подход к коррекции веса и фигуры, включающий интенсивные групповые тренировки, разработку программы питания и строгий его контроль, конкурсную основу, ежедневную мотивацию и поддержку.
Территориальное расширение проекта происходит посредством франшизы. Сегодня проект работает в 162 городах – мы говорим только об официальных и законных представительствах.
Объясним, что такое франшиза и как она работает. Франшиза, франчайзинг – вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона передает другой стороне за плату право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Если говорить о фитнес-проекте PrimeTime, то держатели франшизы (основатели проекта) предоставляют франчайзи (организаторам проекта в разных городах) возмездное право использования имени проекта, передают готовую модель запуска и ведения бизнеса, обеспечивают постоянную поддержку, контроль, регулярные обновления, в том числе технологические новинки. У PrimeTime есть свой функциональный сайт, на котором каждый город имеет свою вкладку (микро-сайт). На сайте есть личные кабинеты франчайзи и участниц. Организаторы городов имеют возможность использовать его, как рекламную площадку, инструмент привлечения клиентов, как «органайзер» - в личных кабинетах обрабатываются заявки участниц, формируются группы, сохраняются все данные участниц. Участницы благодаря личному кабинету получают доступ к информации о своих замерах на каждом этапе участия в проекте и к эксклюзивным сериям PrimeTime TV.
Специально для участниц на проекте внедрен он-лайн помощник, искусственный интеллект PrimeTimeBot: подсказчик по рациону, тренировкам и электронный дневник питания в одном флаконе. Бот рассчитывает каждой участнице ее нормы БЖУ, переводит их в варианты готового меню, напоминает о необходимости приема пищи и воды, запрашивает отчет о питании и формирует пищевой дневник, дает варианты домашних тренировок.
Сайт, PrimeTime TV, PrimeTimeBot разработаны за счет основателей проекта, но предоставляются франчайзи в безвозмездное пользование, дополнительно к договору франшизы. Плата по договору производится единоразовая (паушальный взнос за получение готовой бизнес-модели) и ежемесячная (за информационную поддержку и консультационные услуги).
Попытки воровства
Однако не все хотят жить по закону и совести. Тем более, что с защитой авторских прав на интеллектуальную собственность в нашей стране дела обстоят пока довольно плохо.
Первая попытка избежать выполнения обязательств по договору франшизы была зафиксирована в первый год работы франшиз. Организатор одного из первых городов – Кемерово – вдруг решила не платить роялти. Более того, она объявила, что PrimeTime – это вообще целиком и полностью ее проект, она его придумала, а Альбина и Николай Майер ее идею украли. С логотипа проекта посредством изоленты и фотошопа исчезла авторская строка by Mayer N&A (жаль, что фотографии не сохранились – это было весьма забавно). Правда, фото с основателями проекта новоиспеченная «владелица» забыла удалить из своего аккаунта в Инстаграм.
История кемеровского самопального Прайма закончилась довольно быстро. Отлученная от обновлений и поддержки по проекту, его хозяйка после пары провальных сезонов ушла в длительный отпуск, из которого не вернулась и по сей день (прошло уже почти 4 года).
В целом же за почти пятилетнюю историю проекта PrimeTime его фейковых копий в разных городах было выявлено несколько десятков. Кто-то пытался присвоить всё, включая имя и логотип, кто-то слегка менял имя (например, сравните логотипы на иллюстрациях), но использовал условия (даже не меняя цену), тексты постов, шаблоны информационных сообщений оригинального PrimeTime, кто-то, опасаясь обвинений в нарушении авторских прав, имя и логотип не трогал, но всё остальное копировал. Бывали даже такие случаи, когда в сворованных у PrimeTime шаблонах новые «проекты» забывали менять адреса, хештеги, ссылки и даже контакты организаторов.
Но скопировать возможно только поверхностный слой. Даже бывшие франчайзи, отключенные от поддержки, обучения и обновлений, безнадежно отстают от проекта уже через месяц. Они не могут позволить себе ни современного функционального сайта, ни бота, ни мощной информационной поддержки, ни дорогостоящей рекламы на всю страну. Но главное – они не могут скопировать внутреннее наполнение, концепцию, ценности и атмосферу проекта, без чего он теряет главное – результативность.
Поэтому их удел – статическое существование с несколькими участницами на фоне полных залов Международного фитнес-проекта PrimeTime в 162 городах России и Казахстана и медленное вымирание.
Как реагируют основатели проекта на фейки
Для Николая и Альбины Майер появление многочисленных неудачных копий проекта – это в первую очередь подтверждение их успешности. Они не могут воспринимать всерьез, в качестве конкурентов, людей, неспособных не только создать хоть что-то своё, но и даже качественно скопировать чужое. Однако в рамках защиты интересов франчайзи, вынужденных сосуществовать в одном городе с «репликой», основатели проекта проводят мероприятия, направленные на укрепление имиджа и статуса проекта. Это: создание сайта, через который принимаются заявки на участие только в официальных представительствах проекта, разработка новинок, таких, как высокотехнологичный PrimeTimeBot, эксклюзивное PrimeTime TV, неустанная работа над качеством и эффективностью работы всех представительств проекта.
Ни один известный бренд не может защитить себя от подделок, но может предоставить продукт высокого качества, за который и ценен бренд. Подделка же всегда была и будет означать низкое качество и отсутствие каких-либо гарантий.