редакции Выбор
Кейс: как самостоятельно оценить репутацию потенциального партнера
Георгий Пичужкин руководитель «Центра оценки деловой репутации» – рассказал, как лучше всего проводить мониторинг, чтобы все «карты на столе были открыты».
Эта методика не фантастический сериал с поворотами сюжета, но и не простая формула, которая бесконечно стучится в лоб. Аудит основан на перекрестной оценке партнера, которая проверяет компанию со всевозможных сторон.
Однако, аудит возможен только, если ваш потенциальный партнер согласится предоставить данные, или Вы сможете его проверить через сервисы вручную.
Методика делится на 9 пунктов.
1. Финансовая автономность
Финансовая автономность – это, если говорить прямо, кредитный рейтинг компании. Помните, международные рейтинговые агентства, присваивающие глобальным корпорациям: А+, В+, С, – и подобное? Вот это практически тоже самое. Но, только вместо букв, показатели с нулями и цифрами. Например, показатель 0,1 и ниже – это плохо, даже если компания в настоящий момент генерирует прибыль и платит регулярно по счетам. Низкий балл подтверждает, что при изменении условий на рынке, компанию ждут отрицательные изменения, например, потеря платежеспособности.
В конечном счете, финансовая автономность позволяет понять насколько компания устойчива в среднесрочной перспективе.
2. Наличие или отсутствие собственного капитала
Оценив этот пункт, можно многое понять, есть ли у компании на балансе имущество во владении, резервный фонд, заемный и инвестиционный капитал и пр.
Тем не менее, собственный капитал зависит от размера компании. Например, большие компании имеют внушительный капитал, а маленькие – незначительный. Однако, если у фирмы только уставной капитал, то это Вас должно насторожить, все ли в порядке с компанией?
3. Обеспеченность оборотными средствами
Бесспорный пункт проверки – это оборотные средства. Если их нет, то, как говорится, и разговаривать не о чем. У любой компании, в которой не запущена процедура банкротства, есть оборотные финансовые средства, обеспечивающие функционирование компании.
4. Награды и звания сотрудников
Прямой корреляции между наградами и тем более званием, что человек не мошенник – нет. Тем не менее, чаще всего во главе мошеннических схем оказываются «ноунеймы».
Например, основатели недавних нашумевших финансовых пирамид не имеют каких-либо признанных, значимых наград. Напротив, на каком-нибудь производственном предприятии, где награды и ученые степени превалируют.5. Период работы компании на рынке с даты основания
Может быть громко сказано, но, чем дольше компания работает на рынке, тем она надежней. Конечно, бывают случаи и противоположные – компания на рынке много лет, тем не менее грязноватых дел хватает. Но для того и перекрестная методика, позволяющая со всех сторон проверить потенциального партнера. Если этот пункт не показывает ровным счетом ничего – проверьте по остальным. С другой же стороны, нарваться на фирму-однодневку не хотелось бы никому. Поэтому, период работы важен с точки зрения, что компания работает какое-то количество лет.6. Цитируемость в СМИ
Косвенный, но надежный показатель, который свидетельствует о том, что к мнению компании прислушиваются и считают его экспертным. Тем не менее, здесь важен аспект публикаций, то есть их содержание. Например, если компания занимается производством машин, соответственно комментирует в СМИ про этот рынок, то волноваться не о чем. Если же занимается финансами, то лучше компанию проверить по всей шкале оценок, и убедиться, что это не финансовая пирамида.
6. Арбитражная практика
Изучение арбитражной практики необходимо для поиска нарушений договорных обязательств, установленных решениями судов за все время деятельности фирмы. Так, нашлось 1 или 2 нарушения, объективно скажу: перед вами мелкий штрафник! Работать с ним Вы будете по принципу лотереи: повезет не повезет. Поэтому подумайте работать с такой компанией или нет. Однако, если узнали, что организация неоднократно привлекалась за неисполнение (контрактов) работ, то избегайте ее – надеяться, что в этот раз будет по-другому, точно не стоит.7. Отзывы клиентов о компании
Отзывы клиентов, конечно, не всегда могут отражать как положительные, так и отрицательные стороны фирмы. Все мы знаем, что бывают покупные мнения или написанные сотрудниками этой же компании.Тем не менее, если отзывы содержат срывы крупных контрактов, или в отзывах указаны: компания, фамилия и имя, номер контракта (дата покупки) или фио представителя компании, оказавшего услугу, то стоит, по крайней мере, насторожиться. 8. Задержки сдачи работ
Безусловно, ни один потенциальный партнер не расскажет, что хотя бы раз он просрочил работы, если он не суперчестный. Выяснить задержки сдачи работ – очень и очень сложно. Причина: специфика ведения бизнеса в России – до суда доходят единицы исков за просрочку. Тем не менее, по этому пункту проверить все же стоит, а вдруг что попадется?9. Наличие или отсутствие страхования рисков
Отдельная тема, при этом не распространенная – это страхование рисков. Не каждая компания оценивает этот инструмент как необходимый. Одним, как они считают он не нужен, другим не по карману, третьим - малоизвестно о страховании. Однако, проверить этот пункт стоит. Если найдете, что компания страхует риски, то это будет, безусловно, положительным моментом.