Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Приветствую, уважаемые читатели!
На связи Кристина Буланкина, редактор Серяков | Инвестиции. Сегодня речь пойдёт о том, как начинающему частному инвестору избежать ошибок и минимизировать риски, инвестируя в малый и средний бизнес.
В конце — чек-лист, основанный на нашем опыте, который поможет грамотно выбрать и проверить потенциальную компанию для инвестирования.
Материал будет полезен для тех, кто выбирает надёжный бизнес для вложения денег и хочет узнать обо всех «подводных камнях» перед заключением сделки.
Инвестируйте в сферу, в которой вы разбираетесь
Вам легче будет разобраться в процессах, цифрах и результатах, если интуитивно, опираясь на жизненный опыт, вы понимаете, чем занимается компания.
Представьте: вы тренируетесь в фитнес-центре, вам всё нравится. Комфортные тренажеры, эффективные фитнес-программы, грамотные тренеры, приятные соцсети с актуальными новостями, приемлемая стоимость клубной карты. И вот вы узнаёте, что владелец центра собирается открыть ещё бо́льший спортивный комплекс с бассейном.
+ Вам уже нравится продукт, который продаёт фитнес-центр. + Вы понимаете, как отлажены процессы внутри этого бизнеса. + Вы выделяете критерии, по которым клиенты выбирают именно этот центр. + Видите количество реальных пользователей продукта.
Вам близка эта сфера, вы в ней разбираетесь, в ней вас сложнее обмануть.
Выбирайте её для инвестирования.
2. Выбирайте компании, которые находятся в вашем регионе
На этапе знакомства с процессами инвестирования в малый бизнес у вас должна быть возможность приехать в компанию и лично убедиться в том, что она работает «как часы».
Знакомясь с бизнесом изнутри, регулярно наведываясь на производство, вы можете оценить, насколько отлажены процессы работы на разных этапах, как бизнес коммуницирует с клиентами, как выстраивает процесс рекламы, продаж, сбыта.
После факта инвестирования также важно иметь возможность посещать компанию, чтобы видеть, на что расходуются ваши инвестиции, как меняется бизнес и какой результат это даёт.
Некоторые наши инвесторы считают так: «Если этого бизнеса нет в моём регионе, значит, его вообще нет.»
3. Инвестируйте в «фундаментальные» сферы бизнеса с вечными рынками
На примере пандемии 2020 мы убедились, что в целом люди могут отказаться от многого, но они никогда не перестанут есть, пить, одеваться, лечиться, жить в квартирах и домах. Сферы этих «услуг» были востребованы 50, 100, 250 лет назад и будут востребованы дальше. Условная жидкость для вейпов или спиннеры — это хайповые товары с высоким уровнем маржинальности в конкретный момент, но сложно спрогнозировать, как быстро закончится эта популярность.
4. Познакомьтесь лично с основателем бизнеса
У бизнеса должно быть лицо. Владелец не должен скрывать своих паспортных данных, биографии, истории становления бизнеса и своей роли в нём.
А ваша задача — убедиться в его профессиональности. Важно понять, что он глубоко разбирается в том, что делает, что он «живёт» этим бизнесом, «дышит» его успехами. Вы должны заразиться его предпринимательским энтузиазмом и горящими (в рамках здравого смысла) глазами. Его планы должны выглядеть реально, путь к достижению цели — объективно, а взгляды на развитие компании — аргументированно.