редакции Выбор
Дофаминовая петля, или Как перебороть выгорание
В 2017 году я начал изучать HTML/CSS/PHP просто из свободных источников, т.к. с 2001 года я всегда увлекался Computer science и было принято решение освоить WEB. Читал, учил, практиковался вечерами от основной работы и выходными днями с огромным энтузиазмом. Спустя около года, пришло чувство усталости и в какой-то степени беспомощности, т.к. казалось — что этот путь изучения невозможно измерить, что нет в конце точки или последнего этапа. Оказалось, что оно так и есть!
Первое что пришло в голову: «Это не мое». Далее я связывал это с перегрузкой и совмещением с основной работой. Все эти чувства сопровождали меня до того момента, пока я не стал монетизировать освоенное на тот момент. Попробую описать как можно понятнее свою картину происходящего и как я пришел к определенным выводам:
1. Появился стимул (катализатор). Он не столько связан с деньгами, а сколько с тем, что у меня появилось «обещание» (обязательство перед заказчиком). Существует теория, что есть 2 основных катализатора внутренней энергии: внешний негативный (самый быстрый) и внутренний позитивный (самый мощный). Обещания, данные самому себе очень часто не имеют места в реальности, т.к. с собой всегда можно договорится и оправдаться, другое дело — когда ты пообещал другому человеку или группе лиц.
2. Появились задачи. В процессе разработки приходилось постоянно обращаться к разным источникам информации с целью решить появившуюся задачу. Порой я мог потратить пол-дня или даже день, чтобы на выходе получить нужный результат. Перед сном в эти дни у меня появлялось приятное чувство усталости (позитивный стресс).
3. Появился результат. Здесь и начинается самое значимое. Выполнение проекта или даже его важных этапов, опыта в создании которых ранее не имел — вызывало странное чувство — это уверенность и позитивное мышление, в какой-то мере эйфории.
В совокупности благодаря описанным этапам и достижения результата в голове вырабатывался нейромедиатор Дофамин (WIKI: Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления (ФВП) и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения.
Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время положительного, по субъективному представлению человека, опыта. Нейробиологические эксперименты показали, что даже воспоминания о поощрении могут увеличить уровень дофамина, поэтому данный нейромедиатор используется мозгом для оценки и мотивации, закрепляя важные для выживания и продолжения рода действия). Я увидел четкую разницу между использованием уже отточенных способов/методов и поиском новых решений всякий раз при появлении той же задачи, т.к. в сфере IT на любой вопрос можно найти минимум 2 решения.