Общая картина Начать
следует с простой, но важной мысли: подкасты — это не какой-то большой переворот (на Западе обозначаемый фразой «Next Big Thing») в мире дистрибуции контента или малоизученный инструмент с огромным потенциалом.
Подкасты уже сейчас довольно глубоко
проникли в нашу культуру и повседневность: миллионы выпусков на разных языках на всевозможные темы: фильмы, музыка, психология, история, кулинария, спорт, искусство, военное дело и т.д (по данным Podcast Index
LLC, количество шоу уже перевалило за 4 миллиона).
Более того, аудиоформатом уже вовсю занимаются технологические компании. Несколько примеров:
Google, Amazon, Apple имеют собственные платформы для прослушивания подкастов. Летом 2021 года Facebook объявил о своих планах по запуску собственного подкаста, а также о добавлении в приложение соответствующей вкладки. Платформа e-mail рассылок Substack также работает над проектом, который позволит ее авторам делиться с аудиторией не только письмами, но и подкастами. Что
касается доходов от подкастов, — в мае этого года PwC и американское подразделение IAB (Ассоциация развития интерактивной рекламы) представили прогноз, согласно которому доходы от рекламы в подкастах в США привысит миллиард долларов по итогам 2021-го и достигнет двух миллиардов к 2023 году.
К слову, США — все же, не на первом месте по количеству любителей подкастов (хотя в топ-5 точно входит).
Данные Statista.
Возможности измерения эффективности рекламы в подкастах пока что достаточно скромные Итак,
мы уже поняли, что для пользователей в США и в большинстве других стран
подкасты являются уже устоявшимся инструментом времяпрепровождения, и интерес к ним продолжает расти. Для брендов, в свою очередь, — это отличный канал для рекламы: затраты на производство контента ниже (чем, например, в формате видео), само объявление можно сделать больше (в том же отчете PwC сообщается ,
что таймлайн большей части рекламных объявлений в подкастах — от 15 до 30 секунд и выше), да и аудитория реагирует на рекламу вполне лояльно.
Дело за малым: понять, насколько эффективно работает реклама. И вот здесь начинается самое интересное — большая
часть «классических» показателей, которые успешно применяются для измерения эффективности кампаний на ТВ, радио или в печатной прессе, к подкастам практически не применимы.
Авторы
подкастов могут загружать свои шоу на десятки разных платформ (в том числе и единовременно), а слушатели, в свою очередь, также загружают их с
наиболее предпочитаемых площадок. По сути, в нашем распоряжении только два устойчивых показателя — количество подписчиков и уникальные загрузки
на эпизод, но их явно недостаточно. О некой сквозной аналитике говорить
тут нельзя, даже измерение простыхклассических PR-метрик, типа охвата,
количества потенциальных контактов или реакций, может стать затруднительным.
Какие варианты? Один из наиболее очевидных — заимствование метрик и алгоритмов измерения из других сегментов цифровых медиа, прежде всего, онлайн видео. Например, можно попробовать измерять продолжительность прослушивания по аналогии с продолжительностью просмотра. Но если, к примеру, было прослушано 3 минуты эпизода из 20 — есть ли в этом смысл? Или если реклама интегрирована в эпизод, а не «накладывается» платформой, — слушатель может просто ее промотать. В большинстве видеостримингов эта проблема решена кнопкой «пропустить рекламу», таким образом повышая удобство просмотра для пользователей и позволяя рекламодателям платить только за просмотренные объявления. В отношении подкастов технологические решения пока не столь гибкие.
Еще один момент, который сильно мешает оценке эффективности рекламы в подкастах — это отсутствие аналитического инструментария на самих площадках. Если аналитика на YouTube дает исчерпывающие данные, то аудио-площадки, как правило, не могут предложить почти ничего, кроме базовых «количеств прослушиваний» и
т.д.
Так, и что же делать, как измерять? В
этом разделе должна быть простая и однозначная инструкция о том, как измерять эффективность рекламы в подкастах, но ее, увы, нет. В ближайшее
время при запуске коммуникационных кампаний маркетологам и пиарщикам придется разрабатывать собственные методы измерений, ориентируясь, как впрочем и всегда, на цели, а также на доступные для анализа данные, — так как формирование устойчивого стандарта и единых подходов измерения эффективности рекламы в подкастах еще не завершено.
В центре внимания медиааналитиков сейчас три главных момента :
Единая точка входа для аналитики. Требуется
собрать как можно больше подкастов на единой платформе, чтобы иметь возможность проводить сравнительный анализ по абсолютным показателям, жанрам, характеристикам аудитории и т.д., то есть подготовить базу для дальнейшего поиска и измерения значимых показателей. Технологии интерпретации контента. Например,
сейчас для оценки коммуникаций, маркетинга и PR уже вовсю используются технологии распознавания логотипов бренда на изображениях и видео. Похожие решения нужны и для аудиоконтента: распознавание упоминаний брендов в подкастах, соответствующие автоматические системы мониторинга,
распознавания контекста и конвертации вида speech to text. И наконец, выработка итоговых подходов, на
основе данных, которые мы получим из первых двух пунктов. Нужны репрезентативные рабочие метрики, разработанные с учетом специфики анализа подкастов, с которыми будет согласно большинство экспертов по медиаизмерениям. Из всего этого и без того не простого списка задач эта,
пожалуй, самая сложная, так как для ее решения требуется совместная работа медиааналитиков, самих авторов подкастов и платформ, где они размещают свой контент.