Сейчас для нас актуален вопрос раздельного сбора мусора. Проект Shanti Home Ozero функционирует с января 2020 года. Он сильно удалён от города, есть сложности с логистикой. Решение таких бытовых вопросов, как доставка, прачечная и даже стандартный вывоз мусора вызывает трудности. Но мы планируем закрыть в ближайшее время задачу с сортировкой мусора и отправкой его на переработку.
Пока я ищу экологичные решения для своих бизнесов, составила подборку бюджетных и относительно простых инструментов, которыми могут воспользоваться другие компании. Любое действие из этого списка — шаг к защите окружающей среды и социальной ответственности бизнеса.
Экологичный офис — Электричество
Отказ от устаревших ламп накаливания, внедрение люминесцентных ламп или светодиодов, установка датчиков движения снижает потребление электроэнергии.
Делайте акцент на естественном освещении. Помойте окна, освободите их от жалюзи и штор, это позволит сократить использование искусственного света.
Отключайте приборы из сети на ночь. Техника потребляет электричество даже в режиме ожидания.
Развешайте по офису напоминания для сотрудников о правилах экономии энергии.
Высший пилотаж — установка солнечных батарей на крыше или получение энергии от ближайшего ветрогенератора.
— Оргтехника
Внедрение энергосберегающего оборудования может показаться дорогостоящим предприятием, но в дальнейшем это позволит неплохо экономить. При покупке новых приборов, учитывайте, что энергоэффективность техники обозначается буквами от A до G. Так на оборудование класса А+ и А++ расходуется гораздо меньше электричества.
При замене оборудования не выбрасывайте работающую технику. Отдайте её в социальные учреждения или выставите на сайтах с объявлениями.
Если приборы уже не работают, то это не повод их просто выкинуть. Сдавайте отработанную технику на безопасную утилизацию. Существует довольно много компаний, принимающих отходы на переработку. Приведу несколько московских компаний: Алар, Эковтор, Алон-Ра, ООО «Прогресс», Инкомтранс.
— Мебель
При обустройстве офиса можно выбирать б/у мебель, тем самым продлив цикл её эксплуатации. Личный пример: недавно я открывала офис-шоурум магазина решопинга Reshop.me . Проект вырос из идеи сделать привлекательным потребление товаров на вторичном рынке, тем самым внести вклад в будущее сокращение объёмов производства новой одежды и аксессуаров. А значит и сокращение объёмов вредоносных выбросов производств.
По прогнозам аналитиков к 2033 году 30% гардероба населения планеты будут составлять вещи pre-owned. В Reshop.me мы продаём товары известных мировых брендов, уже купленные когда-то. Открытие магазина изменило моё отношение к вещам и потреблению в целом. Когда я выбрала помещение под офис, в нём оставалась мебель от предыдущих арендаторов. Я предложила владельцам продать её нам со скидкой 40% от рыночной стоимости. Для арендаторов это было выгодно, так как они, прежде всего, избавились от забот и расходов по транспортировке и хранению мебели. Для меня, как для человека, сдающего мусор на переработку в повседневной жизни, это решение позволило избежать как минимум бесчисленного количества упаковки от новой мебели, а также сэкономить время и деньги на шоппинге.
Если всё же хочется приобрести новые столы и стулья, то лучше выбирать товары с экомаркировкой и отдавать предпочтение производителям с социальной ответственной позицией.
— Посуда
Замена пластиковой офисной посуды на стеклянную или керамическую — простой и экономичный способ сократить производство пластика и отходов. Также можно обеспечить сотрудников водой и кофе, чтобы они могли пополнять свои многоразовые бутылки с водой и кружки, уменьшая количество одноразовых бутылок и кофейных стаканов.
— Еда
Если в офисе принято коллективно заказывать еду, то можно выбирать компании с экологической упаковкой или с возможностью отдать упаковку в переработку.
— Бумага
Можно сократить потребление бумаги, отладив процессы передачи документов внутри компании в электронном формате. А также — реже пользоваться службами доставки.
Выбирая бумагу, отдавайте предпочтение изготовленной из вторсырья или с маркировкой FSC. Этот сертификат говорит о том, что сырьё для бумаги получено в результате социально ответственного лесопользования. Каждая тонна переработанной бумаги сохраняет 7,000 литров воды и 3 кубических метра на свалке.
— Мусор
Попробуйте внедрить в офисе раздельный сбор отходов и сдавать мусор на переработку. Это не так сложно, как кажется. Можно установить отдельный контейнер для того вида мусора, который у вас накапливается быстрее всего. В интернете легко узнать, где находятся ближайшие пункты приема вторсырья.
Самое сложное в этом процессе — донести необходимость предпринятых мер до коллектива, иначе инициатива не будет иметь успеха.
ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА — Отходы производства
Давайте отходам вторую жизнь. Например, опилки, резину, бумагу можно не только отдавать на переработку, но иногда даже продавать как сырьё для других компаний.
— Использование вторсырья
Отходы можно не только продавать, но и покупать для изготовления собственных товаров (если бизнес это предполагает). Сейчас набирает популярность upcycling — творческое преобразование отходов в предметы искусства, бытовые изделия, аксессуары, одежду. Например, модные дизайнеры часто используют вторсырье для изготовления одежды. Такие изделия хорошо продаются, так как позволяют потребителям чувствовать себя сопричастным к защите окружающей среды
— Выбор партнёров и поставщиков
Отдавайте предпочтение местным компаниям, чьё производство расположено к вам максимально близко. При выборе бизнес-партнёра учитывайте его социальную позицию относительно защиты окружающей среды, запросите информацию об экологических проектах и инициативах.
— Отказ от упаковки и пакетов
Уменьшайте количество упаковочного материала или полностью от него избавляйтесь. Эта мера поможет не только минимизировать будущий мусор, но и сократит объём и вес товара. А значит для доставки понадобится меньше транспорта. Также можно отказаться от бесплатных пакетов и предлагать покупателям многоразовые сумки, объясняя инициативу ответственным отношением к природе.
— Переход на электронные чеки
Предоставьте клиентам выбор между электронным и бумажным чеком. Многие этому обрадуются.
— Контейнеры по сбору мусора
Если бизнес предполагает торговые точки или общественные заведения, то в них можно установить контейнеры по сбору батареек или других сложных отходов. Это поможет не только ослабить влияние вредоносного мусора, но и повысить лояльность посетителей и клиентов.
— Сокращение количества командировок
Если в вашей компании есть представительства и филиалы в других регионах или странах, то постарайтесь заменить выезды сотрудников на online-конференции и звонки. Качество интернет соединения и количество специальных приложений позволяет организовать встречи на расстоянии на высоком уровне.
Корпоративная культура/ персонал — Экологичный корпоратив
Постарайтесь минимизировать отходы в виде пластиковой посуды и праздничных декораций. Рационально подходите к составлению меню, чтобы не выбрасывать лишнюю еду. Также вместо формата кафе-ресторан можно организовать субботник, подразумевающий уборку территории или посадку деревьев.
— Участие в акциях
Совместное участие в добрых делах — отличный тимбилдинг. Предложите коллегам и сотрудникам принять участие в раздельном сборе мусора или макулатуры, уборке леса или пляжа. Найдите акции, которые проводятся в вашем городе и замотивируйте команду.
— Совместный проезд
Бизнес может создать условия для совместного использования работниками такси или личных авто. Ещё один вариант — позволить сотрудникам работать из дома несколько раз в месяц. Таким образом можно уменьшить выброс вредных газов или химических веществ в атмосферу.
Список предложенных инициатив можно продолжать. Безусловно, все эти преобразования требуют инвестиций в большей или меньшей степени. А некоторые пункты могут показаться даже абсурдными. Пока российский потребитель, по сравнению с западным, только привыкает к экоинициативам, приобретению товаров на вторичном рынке и сортировке отходов. На этом пути ещё много шероховатостей и нюансов.
На примере собственного магазина решопинга я вижу, что в сегменте бывшей в употреблении lux-одежды продавцы ожидают выручить приличную сумму за предоставленные товары. Покупатель же, приобретая вещи по принципу «вторые руки», хочет видеть довольно низкую стоимость. Предпринимателю в данных условиях необходимо балансировать, чтобы бизнес был не только экологически ориентированным, но и рентабельным.
Я считаю, что, в первую очередь, бизнесу нужно делать акцент на идеологической работе с потребителями, чтобы заложить правильные смыслы в сознание людей. Ведь из маленьких шагов в сторону осознанного потребления складывается будущее наших детей и внуков.