Главное Свежее Вакансии   Проекты
Комментируемое:

Список ссылок временно недоступен
151 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Безопасность бизнеса: как защититься от недобросовестных сотрудников?

Рядовой менеджер хоть раз слышал постоянное недовольство коллеги или узнавал о сплетнях и интригах за спиной; руководитель сталкивался со срывом дедлайнов или эффективностью, которая катится под откос.Всему виной – ОНИ. Недобросовестные сотрудники.

Как распознать этих «хитрецов» и защитить бизнес в рамках законодательства? Пошаговая инструкция — ниже.

Главный документ, который регулирует трудовые отношения в России — Трудовой кодекс РФ — вопреки многим мнениям, устроен так, что работодатель защищен от козней персонала куда меньше, чем сотрудники от плохого работодателя. В случае спорных ситуаций именно работодателю придется кружиться в судах, доказывая недобросовестность сотрудника.

На шаг впереди.


Конечно, совсем идеальный вариант — не сталкиваться с такими персонажами. Распознать грядущее деструктивное сотрудничество можно на этапе собеседования.

Берите на заметку фразы. Они, конечно, утрированные, но смысл легко читается:

  1. «На прошлой работе у меня был отвратительный начальник и бездарные коллеги. Я работал, как конь, а меня не оценили».
  2. «Могу опоздать совсем на немного. Только по уважительной причине. Только если встреча не самая важная. Все иногда опаздывают».
  3. «Я отложил дедлайн всего на час. Что тут такого?»
  4. «Как это меня будут нагружать задачами за час до окончания рабочего дня? Я так не привык».
  5. «А ручки/кофе/бумага в свободном доступе? Я могу взять столько, сколько посчитаю нужным?»
  6. «По вторникам и четвергам я буду уходить на полчаса раньше — у меня кружок по фотографии. А в понедельник, среду и пятницу — на час. Моя очередь забирать ребенка из сада.»
  7. «Я — разносторонняя личность. Могу писать отчеты, конструировать космические корабли, прыгать с тарзанкой навстречу новым задачам. Всему научился еще глубоком детстве».
  8. «Что значит, моему непосредственному начальнику 22 года? Я не хочу, чтобы мной руководила женщина. Что такого он/она знает, чего не знаю я?»

Если все же выявить недобросовестного сотрудника на раннем этапе по каким-то причинам не удалось, или достался уже готовый коллектив, давайте внимательно изучим штат.

Чем грозят


Посмотрим, чем «знамениты» недобросовестные сотрудники:

  1. Нарушают трудовую дисциплину. Прийти на 5 минут попозже, уйти на 10 минут пораньше, совершить утренний кофейный «ритуал», растянув его на время вплоть до обеда — для таких сотрудников норма. А между прочим, специалисты подсчитали, в какие суммы обходятся долгая раскачка и прокрастинация сотрудников: например, компания финансовой сферы с численностью штата 500 человек и среднемесячным доходом в 60 тысяч рублей теряет порядка 72 миллионов рублей в год. Ущерб равняется 20%.
  2. Игнорируют регламенты. Не сдать проект вовремя — ничего страшного; ответить грубо клиенту — переживет; выполнить задачу из рук вон плохо — так все равно кто-нибудь перепроверит и исправит; под благовидным предлогом свалить свои обязанности на коллегу — легче легкого. Действия таких сотрудников сложно назвать работой.
  3. Отравляют атмосферу в коллективе. Здесь, в первую очередь, отметим тех, для кого «скандалы, интриги, расследования» — смысл жизни. Добавим нарушения дисциплины и низкое качество выполнения своих обязанностей, получим негативное влияние на весь коллектив. Во-первых, дурной пример заразителен: если одному можно пить чаёк полдня, то почему другому нельзя? Во-вторых, кому понравится быть постоянно в фокусе негативных обсуждений, особенно, если они касаются личного и не имеют отношения к работе?
  4. Сливают конфиденциальную информацию. «Просто я уношу домой то, что не пригодилось в работе,» — думают сотрудники. И если дело касается карандаша или бумаги для заметок — это один разговор, а если конфиденциальной информации — это реальные экономические и репутационные риски. По данным экспертов InfoWatch, в 2019 году по сравнению с данными 2018 года число сливов внутренней информации компаний увеличилось на 46%, при этом подсчитали, кто чаще становился виновниками инцидентов: рядовые сотрудники компаний — в 72,1% случаев; топ-менеджмент — в 4,6% случаев; хакеры и неизвестные лица — в 18,4% случаев.

Бороться в рамках закона с недобросовестными сотрудниками сложнее, чем предупредить возникновение возможных проблем.

Превентивные меры


Найти...

Понять, что в коллективе завелся недобросовестный сотрудник, несложно. Достаточно взглянуть на несколько аспектов:

  1. атмосфера в коллективе. Если обстановка накаляется, в воздухе буквально искрит недовольствами, настроения негативные, значит, наверняка у всего этого есть причина — кто-то создает всю эту атмосферу.
  2. продуктивность. Отрицательный градус настроений обязательно сказывается на продуктивности. Кроме того, недобросовестные сотрудники талантливо сливают свои обязанности на коллег, которые перестают справляться. Получается, и один не работает, и другой все не вытягивает.

Если эти два пункта сошлись, пора действовать наверняка.

... и обезвредить.

Вывести на чистую воду человека, кто задает негативные настроения и создает проблемы, достаточно просто. Главное — затронуть основные «поведенческие сценарии». Инструментов для этого множество:

  1. Табели учета рабочего времени сотрудников. Вести такие таблички — прямая обязанность работодателя, это прописано в Трудовом кодексе России. Использовать бумажный или электронный вариант — выбор руководства компании. В них отмечают количество отработанных часов, отгулы, отпуска и т.д. По идее, можно, как минимум, отмечать опоздания и ранние уходы с работы. А это отразится на заработной плате.
  2. СКУД. Системы контроля и управления доступом — более продвинутый вариант. Это турникеты с пропускными карточками или биометрическими данными в качестве ключей от входа на работу. Здесь есть момент автоматизации. СКУД непредвзято зафиксируют нарушения трудовой дисциплины.
  3. Прописанные регламенты. Чтобы понять, кто прокрастинирует и перекладывает свои обязанности на плечи коллег, нужно четко прописать задачи и ответственных за них. Когда процессы прозрачные, увильнуть от ответственности сложнее.
  4. IT-решения. Игнорировать полезный софт в наше время откровенно глупо. Отследить активность сотрудника в течение дня можно с помощью специального ПО.

Если задачей ставите увидеть, кто и на что тратит рабочее время, достаточно выбрать самый простой тайм-трекер. Например, Toggl, TimeDoctor, Timely, RescueTime, primaERP и т.п. Выбор большой. Они покажут, кто задержался в курилке, кто затянул выполнение задачи, кто берет на себя слишком много и не тянет.

В борьбе со сливами лучше прибегнуть к более продвинутым версиям приложений. Например, CrocoTime не только считает, кто во сколько начал и закончил рабочий день, сколько времени непосредственно тратил на задания, но и отследит сайты, которыми пользовался сотрудник. А значит, зафиксирует связь с конкурентами.

Главное — все эти методы не противоречат законодательству. Более того, в случае спорных ситуаций эти данные станут хорошей доказательной базой. Что в суде, что при увольнении можно оперировать конкретной статистикой и, как говорится, «ткнуть носом», а не довольствоваться мнениями «из воздуха».

Все же желаю всем избежать нелегкого соседства и опыта руководства такими недобросовестными сотрудниками. Но в случае «если», теперь вы знаете, что делать.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.