Безопасность бизнеса: как защититься от недобросовестных сотрудников?
Как распознать этих «хитрецов» и защитить бизнес в рамках законодательства? Пошаговая инструкция — ниже.
Главный документ, который регулирует трудовые отношения в России — Трудовой кодекс РФ — вопреки многим мнениям, устроен так, что работодатель защищен от козней персонала куда меньше, чем сотрудники от плохого работодателя. В случае спорных ситуаций именно работодателю придется кружиться в судах, доказывая недобросовестность сотрудника.
На шаг впереди.
Конечно, совсем идеальный вариант — не сталкиваться с такими персонажами. Распознать грядущее деструктивное сотрудничество можно на этапе собеседования.
Берите на заметку фразы. Они, конечно, утрированные, но смысл легко читается:
- «На прошлой работе у меня был отвратительный начальник и бездарные коллеги. Я работал, как конь, а меня не оценили».
- «Могу опоздать совсем на немного. Только по уважительной причине. Только если встреча не самая важная. Все иногда опаздывают».
- «Я отложил дедлайн всего на час. Что тут такого?»
- «Как это меня будут нагружать задачами за час до окончания рабочего дня? Я так не привык».
- «А ручки/кофе/бумага в свободном доступе? Я могу взять столько, сколько посчитаю нужным?»
- «По вторникам и четвергам я буду уходить на полчаса раньше — у меня кружок по фотографии. А в понедельник, среду и пятницу — на час. Моя очередь забирать ребенка из сада.»
- «Я — разносторонняя личность. Могу писать отчеты, конструировать космические корабли, прыгать с тарзанкой навстречу новым задачам. Всему научился еще глубоком детстве».
- «Что значит, моему непосредственному начальнику 22 года? Я не хочу, чтобы мной руководила женщина. Что такого он/она знает, чего не знаю я?»
Если все же выявить недобросовестного сотрудника на раннем этапе по каким-то причинам не удалось, или достался уже готовый коллектив, давайте внимательно изучим штат.
Чем грозят
Посмотрим, чем «знамениты» недобросовестные сотрудники:
- Нарушают трудовую дисциплину. Прийти на 5 минут попозже, уйти на 10 минут пораньше, совершить утренний кофейный «ритуал», растянув его на время вплоть до обеда — для таких сотрудников норма. А между прочим, специалисты подсчитали, в какие суммы обходятся долгая раскачка и прокрастинация сотрудников: например, компания финансовой сферы с численностью штата 500 человек и среднемесячным доходом в 60 тысяч рублей теряет порядка 72 миллионов рублей в год. Ущерб равняется 20%.
- Игнорируют регламенты. Не сдать проект вовремя — ничего страшного; ответить грубо клиенту — переживет; выполнить задачу из рук вон плохо — так все равно кто-нибудь перепроверит и исправит; под благовидным предлогом свалить свои обязанности на коллегу — легче легкого. Действия таких сотрудников сложно назвать работой.
- Отравляют атмосферу в коллективе. Здесь, в первую очередь, отметим тех, для кого «скандалы, интриги, расследования» — смысл жизни. Добавим нарушения дисциплины и низкое качество выполнения своих обязанностей, получим негативное влияние на весь коллектив. Во-первых, дурной пример заразителен: если одному можно пить чаёк полдня, то почему другому нельзя? Во-вторых, кому понравится быть постоянно в фокусе негативных обсуждений, особенно, если они касаются личного и не имеют отношения к работе?
- Сливают конфиденциальную информацию. «Просто я уношу домой то, что не пригодилось в работе,» — думают сотрудники. И если дело касается карандаша или бумаги для заметок — это один разговор, а если конфиденциальной информации — это реальные экономические и репутационные риски. По данным экспертов InfoWatch, в 2019 году по сравнению с данными 2018 года число сливов внутренней информации компаний увеличилось на 46%, при этом подсчитали, кто чаще становился виновниками инцидентов: рядовые сотрудники компаний — в 72,1% случаев; топ-менеджмент — в 4,6% случаев; хакеры и неизвестные лица — в 18,4% случаев.
Бороться в рамках закона с недобросовестными сотрудниками сложнее, чем предупредить возникновение возможных проблем.
Превентивные меры
Найти...
Понять, что в коллективе завелся недобросовестный сотрудник, несложно. Достаточно взглянуть на несколько аспектов:
- атмосфера в коллективе. Если обстановка накаляется, в воздухе буквально искрит недовольствами, настроения негативные, значит, наверняка у всего этого есть причина — кто-то создает всю эту атмосферу.
- продуктивность. Отрицательный градус настроений обязательно сказывается на продуктивности. Кроме того, недобросовестные сотрудники талантливо сливают свои обязанности на коллег, которые перестают справляться. Получается, и один не работает, и другой все не вытягивает.
Если эти два пункта сошлись, пора действовать наверняка.
... и обезвредить.
Вывести на чистую воду человека, кто задает негативные настроения и создает проблемы, достаточно просто. Главное — затронуть основные «поведенческие сценарии». Инструментов для этого множество:
- Табели учета рабочего времени сотрудников. Вести такие таблички — прямая обязанность работодателя, это прописано в Трудовом кодексе России. Использовать бумажный или электронный вариант — выбор руководства компании. В них отмечают количество отработанных часов, отгулы, отпуска и т.д. По идее, можно, как минимум, отмечать опоздания и ранние уходы с работы. А это отразится на заработной плате.
- СКУД. Системы контроля и управления доступом — более продвинутый вариант. Это турникеты с пропускными карточками или биометрическими данными в качестве ключей от входа на работу. Здесь есть момент автоматизации. СКУД непредвзято зафиксируют нарушения трудовой дисциплины.
- Прописанные регламенты. Чтобы понять, кто прокрастинирует и перекладывает свои обязанности на плечи коллег, нужно четко прописать задачи и ответственных за них. Когда процессы прозрачные, увильнуть от ответственности сложнее.
- IT-решения. Игнорировать полезный софт в наше время откровенно глупо. Отследить активность сотрудника в течение дня можно с помощью специального ПО.
Если задачей ставите увидеть, кто и на что тратит рабочее время, достаточно выбрать самый простой тайм-трекер. Например, Toggl, TimeDoctor, Timely, RescueTime, primaERP и т.п. Выбор большой. Они покажут, кто задержался в курилке, кто затянул выполнение задачи, кто берет на себя слишком много и не тянет.
В борьбе со сливами лучше прибегнуть к более продвинутым версиям приложений. Например, CrocoTime не только считает, кто во сколько начал и закончил рабочий день, сколько времени непосредственно тратил на задания, но и отследит сайты, которыми пользовался сотрудник. А значит, зафиксирует связь с конкурентами.
Главное — все эти методы не противоречат законодательству. Более того, в случае спорных ситуаций эти данные станут хорошей доказательной базой. Что в суде, что при увольнении можно оперировать конкретной статистикой и, как говорится, «ткнуть носом», а не довольствоваться мнениями «из воздуха».
Все же желаю всем избежать нелегкого соседства и опыта руководства такими недобросовестными сотрудниками. Но в случае «если», теперь вы знаете, что делать.