Open spase: минусы и плюсы открытого пространства
В конце 70-х годов прошлого века в Кремниевой долине появились офисы нового типа — open spase. От обычных деловых площадок они отличались открытой планировкой и эргономичностью. Ноу-хау было создано для повышения коммуникации между сотрудниками и избавлением от иерархии. Свободолюбивые американцы настолько полюбили опен-спейсы, что уже к началу 2000-х годов 80% компаний США брали в аренду исключительно офисы открытого типа.

Итак, что же такое опен-спейсы?
Open Space представляет собой офис открытого типа, который и ныне пользуется популярностью у компаний с большим штатом сотрудников. Помещение делится на отдельные функциональные участки посредством перегородок, кресел и столов, иллюминации и дистанции относительно рабочих мест. Расположение рабочих столов выполняется рядами или же в виде островков. При этом кабинет руководителя размещается в помещении, которое изолировано от других.
Преимущества данной офисной модели заключаются в следующем:
— высокая скорость обмена информацией внутри коллектива;
— беспрепятственное осуществление контроля со стороны руководства;
— активная циркуляция воздуха;
— в случае расширения штата легко произвести перепланировку;
— укрепление корпоративного духа;
— чай и плюшки находятся всегда под рукой.
Казалось бы, рай, да и только. Однако в 2017 году американский психолог Мэтью Дэвис провёл исследование, результаты которого привели многих владельцев компаний в шок. Выяснилось, что в опен-спейсах люди чувствуют себя незащищёнными, что существенно снижает работоспособность. Кроме того, рабочий шум мешает концентрации на поставленных задачах и вызывает эмоциональное выгорание. А исследователи из Оклендского технологического университета и вовсе нащупали «женский вопрос». Оказалось, в опен-спейсах женщинам постоянно мерещится, что коллеги постоянно оценивают их внешность, поэтому им хочется отгородиться от коллег каким-нибудь защитным экраном.
Узнав о существовании проблемы, архитекторы опен-спейсов в спешке стали изобретать технологичные решения. В интерьеры стали добавлять комнаты отдыха и отдельные кофе-пойнты, где можно спокойно перекусить и отвлечься от рабочего процесса. Также во многих опен-спейсах появились специальные комнаты для работы над проектом, рассчитанные на одного человека. Для максимального комфорта многие бизнес-центры устанавливают в деловых кластерах датчики шума и звукопоглащающие перегородки, которые создают чуть ли не информационный вакуум вокруг рабочего стола.
Российский рынок опен-спейсов не стал исключением. Всё больше бизнес-центров предлагают офисы открытого типа, руководствуясь заботой о физическом и психическом здоровье арендаторов:
— Мы учли все особенности
работы в опен-спейсах, — рассказывает Татьяна Васильева, управляющая
бизнес-центром «Лаборатория» в Санкт-Петербурге, — поэтому наши открытые пространства
оформлены в стиле коворкингов. Площадь рабочего места составляет 4 квадратных
метра, расстояние между ними — 2 кв.м. Мы установили звукопоглощающие
перегородки и датчики шума, чтобы арендаторы не отвлекали друг друга деловыми
разговорами. Также мы постарались создать максимальное ощущение защищённости и
комфорта: в опен-спейсах есть отдельные переговорные комнаты и комнаты отдыха,
рассчитанные на минимальное количество человек. А если арендатору для отдыха
необходимы физические нагрузки, в бизнес-центре имеются спортзал и зал для
занятий йогой. Как показывает статистика,
техногенные решения и переформатирование опен-спейсов в коворкинги вызвало
спрос среди арендаторов офисной недвижимости, как в России, так и в странах
СНГ. К примеру, известная сеть коворкингов «Практик», несмотря на кризисную
ситуацию, вызванную пандемией коронавируса, продолжает расширяться. Открытие
гибких офисов запланировано в Беларуси в начале следующего года. Примерная
площадь объекта составит 3,5 тыс. кв.м. и в перспективе достигнет 8000
квадратных метров.
