Когда нет смысла использовать SEO Таких ситуаций, в которых поисковая оптимизация бесполезна, довольно много. Мы собрали самые типичные из них.
1. Вы предлагаете новый, уникальный продукт, на которые не сформирован спрос Если ваш продукт только-только выходит на рынок и представляет собой нечто революционное — продвигать его по поисковым запросам проблематично. Очевидно, что люди еще ничего не знают о нем, и поэтому не ищут.
Вы можете сами проверить спрос на товар или услугу, воспользовавшись бесплатным сервисом wordstat.yandex.ru .
Хотя, пожалуй, этот пункт не так однозначен, как казалось бы. Если продукт новый, но уже входит в сферу сложившихся интересов достаточно широкой аудитории — продвигать его можно, используя околоцелевые и информационные запросы.
Например, вы выводите на рынок инновационное средство от прыщей. О нем еще никто не знает, но целевая аудитория активно интересуется — «как избавиться от прыщей». На этой основе можно проработать группу ключевых фраз. По ним придут люди, которые ищут решение своей проблемы или просто изучают информацию, а эту аудиторию уже можно конвертировать в клиентов вашего бизнеса.
Эффективным инструментом для вывода совершенного нового продукта на рынок одновременно с продвижением по околоцелевым запросам может стать реклама на площадке Яндекс.Дзен.
2. Низкий спрос на продукт Бывает обратная ситуация — когда продукт существует давно, но спрос на него крайне мал.
Если спрос на товар или услугу невелик, значит и трафик в поисковых системах ограничен. Круг людей, ищущих что-то подобное, так незначителен, что вкладывать большие средства в SEO не имеет смысла. Вложения попросту не окупят себя.
Поисковая оптимизация при отсутствии сколько-нибудь заметного спроса задействуется лишь в самых исключительных случаях. Например:
Если ваш продукт стоит дорого или очень дорого, то даже при низком спросе на него вложения в SEO могут окупиться. Если конкуренция в каком-то сегменте не очень высокая, то и вложения в SEO могут быть небольшими и также смогут окупиться. 3. Спрос на ваш продукт устойчиво снижается Спрос — явление непостоянное. Он зависит от меняющихся потребностей людей, моды и сезонных факторов. Когда аудитория теряет интерес к тому или иному продукту, динамика поискового спроса показывает устойчивый нисходящий тренд. В такой ситуации вкладываться в SEO рискованно — пока вы занимаетесь раскруткой, спрос может упасть до нуля.
Поэтому важно следить за трендами — это не просто модное слово, а значимый маркетинговый фактор.
Практически ни один продукт не защищен от падения спроса. Яркий пример — спиннеры, которые резко ворвались на рынок и в настоящее время выходят из моды.
4. ТОП выдачи занят крупными площадками Очень сложно продвигаться в нише, где ТОП-10 поиска занят сайтами-агрегаторами, маркетплейсами, досками объявлений, информационными или новостными ресурсами. Это крупные площадки, конкурировать с которыми крайне затратно и зачастую бессмысленно.
Поисковые системы отдают предпочтение крупным агрегаторам и маркетплейсам, поскольку они обладают развитой структурой, предлагают пользователям большой выбор, а в силу развитой конкуренции здесь более низкие цены.
Такие популярные сайты как Авито, Авто.ру, Циан или Wildberries привлекают огромный трафик и имеют высочайший авторитет в плане цитируемости (упоминания).
Так стоит ли даже пытаться бороться с мастодонтами? Если вы видите, что в выдаче, помимо агрегаторов, нет ваших прямых конкурентов — это свидетельствует о том, что крупные площадки собирают основной трафик. А значит, нужно идти и раскручиваться на них — то есть использовать эти площадки как каналы продаж.
Но навязать конкуренцию маркетплейсам и доскам объявлений, все же, можно — например, через альтернативные и менее конкурентные запросы, по географической привязке (местным сайтам люди доверяют больше), а также через расширение ассортимента и «копирование» главных конкурентных преимуществ больших площадок.
5. Ваш ассортимент значительно меньше, чем у конкурентов Наличие широкого ассортимента — одно из важных конкурентных преимуществ бизнеса. Людям нужен выбор, они любят сравнивать и выбирать из большого количества предложений. Это позволяет находить нужное по лучшей цене.
Поэтому, если на вашем сайте представлено 5 кукол, а у конкурентов их тысяча — вкладываться в SEO на данном этапе не следует. Нужно сперва проработать ассортимент — расширить его за счет новых позиций, в том числе тех, которых нет у ближайшего конкурента.
Если не заниматься расширением ассортимента, продвигаться будет сложнее и дороже. Поведенческие факторы будут работать не в вашу пользу, да и конверсия окажется низкой, так что вложения могут не окупиться.
6. Ваш продукт проигрывает в соотношении цена-качество Не увенчается успехом продвижение сайта, на котором представлены товары или услуги заведомо более низкого качества по той же или более высокой цене, чем у конкурентов.
Современные пользователи хорошо ориентируются в ценах и имеют возможности выбора. Они доверяют сайтам с гарантиями и реальными отзывами, поэтому почти всегда выбирают оптимальное сочетание качества и цены.
Если вы предлагаете детские коляски безвестной китайской марки по ценам итальянских брендов, покупатели наверняка уйдут к конкурентам, где за те же деньги можно купить проверенное качество.
В этом случае даже, если SEO сработает и принесет вам много трафика, оно не будет конвертироваться в продажи. А следовательно, теряется весь смысл продвижения.
7. У вас нет уникального торгового предложения (УТП) Прежде чем вкладываться в SEO, следует хорошенько поработать над маркетингом — в частности продумать УТП. Ваше предложение должно чем-то выгодно отличаться от всего, что предлагают конкуренты, чтобы также обеспечить конверсию.
Сильной стороной может быть качество или цена, удобная доставка или профессиональная консультация, или самый большой ассортимент в нише. Еще лучше добавить некую «ценность», которую не смогут скопировать конкуренты.
Если вы занимаетесь установкой входных металлических дверей и знаете, с какими трудностями сталкиваются заказчики в вашем районе (нестандартные проемы, необходимость дополнительной отделки) — предложите им комплексный продукт, включающий нестандартную дверь с отделкой под ключ по цене типового продукта. В этом случае SEO сработает и обеспечит желаемую конверсию.
8. Вы не желаете или не имеете возможности дорабатывать сайт SEO-специалисты отнюдь не волшебники, да и поисковые системы сегодня не дают «творить чудеса» (например, массовыми закупками текстов и ссылок).
Современная поисковая оптимизация предполагает приведение сайта в соответствие с требованиями и ожиданиями пользователей. Кроме того, часто требуется изменение структуры ресурса, создание каких-то новых разделов и страниц, доработки функционала. В рамках продвижения ведется наполнение контентом, осуществляются технические настройки.
Поэтому, если вы не готовы дорабатывать сайт, как того требует SEO-специалист, то, вероятно, не стоит начинать поисковое продвижение. Альтернативное решение — настроить контекстную рекламу.
9. Нет денег, маленький бюджет Нужно понимать, что SEO — это трудоемкий и долговременный процесс, требующий вложений. Средства вкладываются, в том числе, в доработку сайта и создание контента. К тому же, конкуренция в поиске такова, что с маленьким бюджетом трудно рассчитывать на большой результат.
Бывает так, что все ресурсы вложены в создание и запуск сайта. Оставшиеся средства ушли на контекстную рекламу и социальные сети — но выхлопа нет. Принимается решение «хоть как-то» продвигаться в поиске. Однако, если у вас нет бюджета на продвижение или он крайне ограничен — не стоит надеяться на SEO, чудес не бывает.
Если денег нет, советуем попробовать осваивать поисковую оптимизацию самостоятельно или с привлечением менее раскрученных и распиаренных агентств или специалистов.
10. У вас одна посадочная страница в высококонкурентной тематике Ваш лендинг может быть успешен в низкоконкурентной нише. Но в тематике с высокой конкуренцией он, вероятнее всего, проиграет многостраничным сайтам.
Чем сложнее и конкурентнее тематика, тем больше требований предъявляется к сайтам, к количеству и качеству страниц. Для полноценного развития сайта часто на нем требуется создавать отдельные страницы, оптимизированные под соответствующие запросы.
Например, даже если вы предлагаете услуги эвакуатора — можно выделить разделы «Легковой эвакуатор» и «Грузовой эвакуатор», а также создать региональные страницы («Эвакуатор в Коломне», «Эвакуатор в Серпухове» и т. д.).
Заточенный под конверсию, лендинг весьма ограничен в оптимизации. Для продаж с одностраничника рекомендуем все-таки использовать контекстную рекламу.
11. Нет никаких альтернативных каналов продаж, а продажи нужны сразу Не стоит делать ставку на SEO, когда нет больше никаких каналов продаж, а заказы нужны здесь и сейчас. Чтобы получить результат от поисковой оптимизации, требуются немалые ресурсы в виде бюджета и времени. Поэтому, иногда прежде чем вкладываться в SEO, разумно сосредоточиться на тех каналах продвижения, которые могут обеспечить быстрые продажи.
Например, чтобы запустить онлайн-школу английского языка, лучше первоначально вложиться в социальные сети и настроить контекстную рекламу, а также использовать рассылки и другие подобные инструменты раскрутки.
Нужно ли вам SEO? Как видите, ставка на SEO не всегда оправдывает себя. Поисковая оптимизация — длительный и ресурсоемкий процесс, который приносит плоды, но только при определенных условиях. Если они заведомо невыполнимы, вы рискуете потерять и деньги, и время. Выбирайте исполнителей, которые вводят клиентов в курс дела и предоставляют объективную информацию о возможностях продвижения сайта, о потенциальных точках роста и перспективах его развития.