редакции
Статистика Robokassa: как россияне совершали онлайн-покупки в 2021 году
Объем российского рынка интернет-торговли продолжает расти и по итогам 2021 года может превысить 4 трлн рублей. Такой прогноз озвучил Денис Мантуров, глава Минпромторга России, в своем докладе на международном форуме Ecomference Rupost Retail Week. В рамках этого же форума Артем Соколов, глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), поделился другими цифрами — объем рынка e-commerce в РФ по итогам года может вырасти до 3,478 трлн рублей с 3,221 трлн рублей в 2020 году. Также он сообщил, что за последние полтора года количество человек, которые в течение года совершили хотя бы одну онлайн-покупку, выросло на 20 млн и составило 60 млн.
Увидеть, какой из прогнозов оказался ближе к истине, мы сможем уже через пару месяцев. Отмечу, что они были озвучены в начале октября — то есть, до нового локдауна и ужесточения различных ограничений по всей стране. Таким образом, потребители вновь оказались вынуждены совершать свои покупки онлайн, что не может не повлиять на показатели рынка онлайн-торговли.
На основе уже имеющихся показателей Robokassa за 2021 год, мы отмечаем, что количество и объем онлайн-покупок растут. На основе нашей статистики мы рассмотрим, чем и как платили россияне в начале этого года.
Самые популярные способы оплаты
Лидером по количеству транзакций остаются банковские карты (исключая платежи токенами) — с их помощью было совершено 69,6% онлайн-покупок. Интересно, что в 2021 году доля, приходящаяся на этот метод оплаты, впервые показала снижение вместо роста, причем значительное — по сравнению с показателем за 2020 год она снизилась на 18%. Причиной снижения стал активный рост токенизированных оплат.
Стремительно «тянут на себя одеяло» pay-платежи — их доля достигла 26,2% (показатель за 2020 год — 8,82%). Распределение выглядит следующим образом:
- Apple Pay — 14,35%,
- Google Pay — 6,5%,
- Yandex Pay — 4,4%,
- Samsung Pay — 0,95%.
Электронными деньгами оплатили 3,8% онлайн-заказов. Основная часть этой доли приходится на Qiwi Кошелек — 3,2%, у ЮMoney — 0,53%, у WebMoney — 0,07%. Годом ранее их общая доля составила 2,2%.
0,4% заказов в интернете оплатили картами рассрочки «Совесть», «Халва» и «Свобода» (в 2020 году их доля составляла 0,06%). Следующим образом произошло распределение методов оплаты по показателю общего оборота: На основании оплат в секторе малого и микробизнеса, проведенных через платежный сервис Robokassa, самыми популярными по количеству транзакций по-прежнему остаются карты международных платежных систем Visa и MasterCard, ими было оплачено 43,5% и 35,2% онлайн-заказов соответственно. По сравнению с показателями прошлого года доли этих ПС уменьшились на 3,5% у Visa и на 7,8% у MasterCard. Объяснить эти снижения можно укреплением позиций национальной платежной системы «Мир». После небольшого спада популярности в 2020 году, карты российской ПС «Мир» все чаще используют для оплаты покупок через интернет. Доля, приходящаяся на карты «Мир» — 21,3%, что на 11,3% больше показателя прошлого года. Следующим образом выглядит распределение между типами банковских карт по показателю общего оборота: С небольшим приростом лидером по-прежнему остается СберБанк — с помощью карт этого банка было совершено 77,9% онлайн-покупок, что на 8,9% больше показателя 2020 года. «Тинькофф банк», с долей в 4,9%, вновь выходит на вторую позицию рейтинга. На третьем месте, как и последние несколько лет, находится банк ВТБ — его доля составила 3,2% (годом ранее показатель был на 1,8% выше). Таким образом произошло распределение долей между банками-эмитентами по показателю общего оборота: Независимо от популярности тех или иных платежных методов, рынок e-commerce укрепляет свои позиции. И с учетом происходящих событий становится очевидно, что сфера электронной коммерции продолжит уверенно расти и активно развиваться как в России, так и в других странах мира. Ну а мы продолжим следить за показателями и обязательно расскажем о происходящем в обозримом будущем. Удачи!


Типы банковских карт


Банки-эмитенты

