Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
163 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Ваш наследник – воспитывать, развивать, сопровождать, наблюдать?

Наши дети – наши наследники. Что можно передать наследнику?

Статус. Секреты профессии, мастерство. Связи. Имя (точнее, фамилию). Репутацию (хорошую или дурную). Ну и, конечно, материальную составляющую: имущество, активы, финансовые средства.

Почти все из перечисленного наследник, скорее всего, с радостью примет, а вот готов ли принять профессиональную эстафету? И, главное, хочет ли?

На вопрос, каким должен стать наследник, часто имеется красивый ответ: «Хорошим человеком!». И когда мы начинаем детализировать понятие «хороший человек», то появляются противоположные интерпретации. Для кого-то это добрый, душевный, отзывчивый, для кого-то энтузиаст, оптимист, жизнелюб, кому-то видится волевой, жесткий, целеустремленный лидер.


Например, ряд исследований выявил, что элита и средний класс, в первую очередь, желают в детях видеть собственные проекции: самостоятельность, ответственность, автономность, предприимчивость. Вторыми по значимости стали личностные качества: принципиальность, воля, мужество, настойчивость, благородство, любознательность, доброжелательность, благодарность. А вот уровень и качество знаний, умений и навыков оказались на третьем месте.

И родительские взгляды на процесс становления «хорошего человека» бывают разные.

Даю полную свободу выбора, пусть делает, что хочет: «Гуляй, пока молодой!»

Моя задача, дать ему/ей хорошее образование. А потом пусть сам(а) решает, чем ему/ей заниматься!

Профессию пусть выбирает сам(а), главное, чтобы унаследовал(а) мои жизненные принципы и приоритеты.

Я отдал(а) своему бизнесу столько сил, что хотел(а) бы видеть в нем/ней продолжателя моего дела!

Что касается последнего пункта, то мне приходилось часто наблюдать разочарование и досаду родителей, построивших успешный бизнес, которые не видят в наследниках своих преемников. Не интересно тем впрягаться в проекты. Зачем, ведь работа это не цель, а средство попробовать мир на вкус. Например, можно потусить, или попутешествовать. Или заняться творчеством, самопознанием, — заглянуть в собственные глубины с помощью медитаций или легких наркотиков. Финансовые возможности позволяют.

Парадокс, но дети из богатых семей имеют меньше шансов достичь серьезного успеха, чем из бедных. Казалось бы, есть много денег, связей и пр. Только действуй! Но действовать не хочется. Зачем? И так все есть. Вот и получается, что проблема наследников серьезных бизнесменов, политиков или звезд — отсутствие воли и мотивации к достижению. И именно это подчас является запросом на моих консультациях не только взрослых, но и детей: «Как захотеть, если хотеть нечего?».

Когда начинаем анализировать причины такого отношения наследников к жизни и к семейному бизнесу, то слышу типичное объяснение. Мол, зарабатывание денег отнимало/отнимает столько времени, что на воспитание ребенка его не остается. Часто расклад такой: отец погружен в бизнес, мать в светскую жизнь, или, если в разводе, пытается построить новые отношения. В такой ситуации приходится прикладывать немалые усилия для корректировки желательных приоритетов и установок своего чада. Или смириться с тем, что бизнес будет передан в другие руки.

Как увеличить вероятность того, что развитие ребенка будет гармоничным, при том, что ему будет комфортно находится в династическом потоке?

Идеально было бы формировать модель поведения ребенка собственным примером по принципу «Начни с себя!». И это привлекательно выглядит в книжных рекомендациях и статьях, однако на практике, часто труднореализуемо. Ведь, как известно, воспитывать взрослого человека, — занятие неблагодарное. Особенно, когда родители понимают, что, сами-то они далеко не идеальны, а вот ребенка хотели бы видеть — улучшенной копией себя, без недостатков и с массой достоинств.

Работа над собой, ревизия жизненных сценариев, коммуникативных стратегий, это важно, но процесс этот небыстрый и сложный, требующий мотивации. Да вот не у всех есть такое желание и понимание необходимости самокоррекции.

Дедушки и бабушки иногда выручают, а порой, наоборот, ухудшают ситуацию. Прекрасно, если могут повлиять на внуков своим достойным жизненным опытом, принципами, но чаще они просто заботятся, опекают ребенка, создают у него искаженное представление о себе и отношениях с другими. Поэтому мало кто способен стать наставником, дающим знания и навыки управления проектами, формирующими характер лидера.

Один из вариантов — обращение к специалисту, желательно с редким сочетанием компетенций психолога, коуча, педагога, бизнес консультанта. Изначально проводится ранняя профориентация, которая позволит определить и склонности, и способности, и возможности ребенка. Интересно ли ему идти по вашим стопам, способен ли он, готов ли? И если ответ — да, тогда можно начать методичную работу.

В моей практике бывают запросы на разные форматы такой работы. Обычно на регулярных сессиях мы отслеживаем и прорабатываем динамику развития установок, характера, знаний, навыков. Но иногда необходимо интегрированное, системное сопровождение ребенка.

Сергей (имя изменено) успешно управлял несколькими бизнесами, но управлять сыном не получалось. У Макара (имя изменено) были сложности в учебе, агрессивность, частые конфликты со сверстниками и педагогами. Делами отца не интересовался и просил не «грузить» его этим. Виделись они не часто. У отца была вторая семья, мать болела и большую часть времени проводила в клинике и на оздоровительных курортах.

Воспитательные опыты Сергея обычно проходили по такой схеме: провинность сына — жесткое воздействие отца — сын обижался, замыкался — чувство вины отца и задабривание или встречная обида с непродолжительным перерывом в отношениях. Разговора по душам не получалось и все обычно сводилось к демонстративно-формальному принятию сыном моральных сентенций отца.

Макара воспитывала бабушка, которая его баловала, позволяла ему все. Она сформировала у внука негативное самопредъявление (ее повышенное внимание в детстве сменилось недостатком такового в школе, и выработало потребность быть замеченным окружающими, вызывая у них раздражение, злость, а позже и страх).

Был еще гувернер, который занимался бытовыми вопросами, распорядком дня и следил за выполнением уроков и занятием спортом. Но Макар его ни во что не ставил, помыкал и манипулировал им.

Несколько месяцев он ходил ко мне на консультации. Снизилась конфликтность Макара, он разобрался с предпочтениями в сфере выбора будущей профессии. Стал осваивать техники управления гневом и стрессом. Но рекомендации и задания выполнялись отнюдь не всегда, он жаловался, что многое не успевает, не умеет придерживаться намеченных планов, расставлять приоритеты. Просьбы и советы бабушки или гувернера по-прежнему воспринимал в штыки, хотя и понимал, что они зачастую правы. И тогда отец попросил меня стать наставником, тьютором Макара.

Для начала мы разработали стратегию и индивидуальную программу личностного развития и образования Макара. Я получал регулярную обратную связь от педагогов и репетиторов. Определили цели, приоритеты. Выявили его интересы, ценности. Развивали эмоциональный интеллект. Перестроили стиль коммуникаций Макара со сверстниками, преподавателями и родителями (мы нашли другие сферы и способы привлекать к себе внимание и заслужить уважение и авторитет). Сделали аудит его внешкольного распорядка. Включили посещение выставок, музеев, спектаклей, соревнований.

Настало время, когда стало понятно, что Макар научился бесконфликтному общению, самодисциплине. Привык брать ответственность за свои действия. Освоил таймменеджмент. Макар был готов к автономности, и мы снова вернулись к поддерживающему алгоритму работы, встречаясь по мере необходимости.

Бабушка, с которой мы также параллельно работали, освоила новый для себя, партнерский стиль общения с внуком.

С Сергеем мы разобрали ролевые шаблоны в общении с сыном, которые он обычно переносил из бизнеса. Он понял, как травмировали психику маленького Макара его постоянные выяснения отношений с женой на повышенных тонах. Вспомнил, как съеживался сын, когда при нем или на него кричали, и все больше замыкался.

А еще Сергей взял за правило регулярно созваниваться или встречаться с Макаром, и уделять хотя бы минимальное время в своем расписании, чтобы быть на связи с сыном. В каждом разговоре Сергей должен был найти повод и основания, чтобы похвалить, поощрить Макара. За проступки не «ругать», а обсуждать, в технике «ты поступил не лучшим образом, а как можно было по-другому?». При этом, по возможности, ненавязчиво, увлекательно и с юмором рассказывать ему о проблемах и успехах в бизнесе, эмоционально вовлекая его в свои дела. Вскоре Макар попросил отца показать свой офис...

А как у вас складываются отношения с детьми, и как вы влияете на то, станут ли ваши дети наследниками или нахлебниками?

Александр Кичаев http://kichaev.ru

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.