редакции
5 полезных советов маркетологу: как эффективно проводить брифирование нового клиента
Совет № 1: Проводить брифирование в «живом формате»
Большинство маркетологов допускает очень распространенную ошибку на старте работы с проектом: готовят таблицу с нужными вопросами для клиента, отправляют ее и ждут когда заказчик полностью ее заполнит.
На выходе, как правило, маркетолог получает примерно вот такого плана таблицу:

Заказчик по-быстрому заполняет табличку и скидывает маркетологу, лишь бы он поскорее отстал и начал уже приводить ему клиентов.
Для специалиста подобный документ не несет никакой ценности, в нем ничего не раскрыто, просто общие слова о целевой аудитории и о продукте клиента.
Чтобы максимально погрузиться в новый проект и получить всю необходимую информацию, я настоятельно рекомендую назначать на старте работ первичный созвон/встречу с клиентом и общаться.
Возьмите себе за правило: новый клиент = обязательный первичный бриф в формате персонального звонка.
Если вы живете с клиентом в одном городе, то вы можете назначать встречу и проводить брифирование вживую.
Ну а если вы сотрудничаете с клиентом удаленно, можете пользоваться любым удобным сервисом или мессенджером для общения. Я использую Zoom или Skype.
Совет № 2: Подробно фиксировать все ответы клиента
Одного факта общения с клиентом будет недостаточно для проведения брифирования. Да, безусловно, вы что-то в процессе разговора запомните, но зачастую происходит так: в одно ухо влетело, в другое вылетело.
Поэтому записывайте и помечайте все ответы клиента на ваши вопросы. И делайте это максимально подробно: буквально каждое важное слово или фраза от клиента должна быть у вас зафиксирована.
Фиксировать информацию от клиента вы можете любым удобным способом: вручную на листе бумаги, в новой заметке электронного блокнота либо в гугл таблице. А еще делать запись звонка.
Я предпочитаю проводить брифирование в майнд-картах. Их существует довольно большое количество: Miro, Mind Meister, XMind, Mind42 и т.д.
Майнд-карты удобны тем, что вы можете заранее сделать удобную разбивку по нужной вам информации об аудитории клиента и о самой компании.
Рекомендую делать по принципу: 1 ветка = 1 ключевая цель
Например:
1-я ветка = боли целевой аудитории
2-я ветка = потребности целевой аудитории
3-я ветка = возражения целевой аудитории Еще одной проблемой у специалистов в сфере маркетинга является слабый навык коммуникации. Многие маркетологи боятся задавать лишние вопросы и спрашивают у заказчика то, что они заранее написали. Например, написано в майнд-карте или гугл таблице у маркетолога слово «Потребности», он так и спрашивает у заказчика: «какая потребность у вашей аудитории?» Заказчики зачастую прямо и отвечают: «У моей аудитории есть потребность в моем продукте». Ну а специалист это так и фиксирует в своем документе и продолжает спрашивать в том же духе. Задача хорошего маркетолога в данном случае узнать у заказчика детальнее: какой итоговый результат от продукта хочет получить клиент заказчика? Зачем вдруг приспичило клиенту покупать продукт? Какую потребность клиента можно решить с помощью продукта? Маркетологи не спрашивают подобные вопросы, потому что считают их и так очевидными и если они их зададут — могут показаться глупыми в глазах клиента. Кстати, простой лайфхак как от этого избавиться: перед началом первичного разговора с клиентом я оговариваю формат брифа, что сейчас буду задавать вопросы и на них нужно как можно подробнее отвечать. Некоторые вопросы могут казаться глупыми и очевидными, но не обращайте на это внимание. Наша задача докопаться до самых глубин и истины. А это поможет запустить проект максимально эффективно. Такой фразой я с одной стороны предупреждаю клиента, что может быть что-то нелепое и странное. Но с другой стороны я делаю акцент, что на это не стоит обращать внимание, это мы делаем ради успеха проекта. Или вот еще пример, как стоит правильно использовать наводящие вопросы: Клиенты очень часто говорят, что у них самые низкие цены. Их маркетологи это себе помечают и размещают дальше на сайте, в рекламе и т.д. В результате мы видим буквально на каждом сайте фразу: «Самые низкие цены». Но можно поступить иначе и задать на брифировании всего один наводящий вопрос: «А за счет чего у вас самые низкие цены?» И с помощью всего одного вопроса уже можно начать отстраиваться от конкурентов и транслировать основные выгоды продукта клиента. Многие заказчики, когда спрашиваешь об их продукте и компании, говорят: «Ну, у нас с конкурентами все одинаково, выделиться особо нечем. Клиенты выбирают у кого дешевле». Знакомо, неправда ли? :) Маркетологи с этим мирятся и в информации о компании и продукте размещают какие-то общие фразы, которые еще и подсматривают у конкурентов. Т.е. продукт и компания никак не выделяются на фоне конкурентов, а клиент действительно смотрит только на цену. Хотя задача маркетинга донести ценность и выгоды продукта до клиентов, а мы тут все на цену спихиваем... Именно по этой причине я провожу брифирование в 2 этапа: Этап 1. Анализ целевой аудитории — узнаю всю информацию у заказчика о его клиентах Этап 2. Анализ продукта и компании — узнаю всю информацию непосредственно о продукте, выгодах взаимодействия конкретно с данной компанией. Во время анализа продукта и компании узнаю: Информация о продукте и компании, полученная на брифировании, сильно помогает в дальнейшем раскрывать основные выгоды для клиента и закрывать их основные критерии выбора и возражения. Так, например, во время брифирования одного из клиентов мне удалось узнать, что компания клиенту передалась по наследству и была основана еще его дедушкой в далеком 1969 году. Данная информация позволила активировать триггер доверия у потенциальных клиентов: компания на рынке аж с 1969 года — значит не кинет и выполнит все обязательства. На первый взгляд, увидев этот заголовок вы подумаете «А зачем это нужно? Мы же и так все записали!» Но давайте я попробую немного пояснить. Вот провели вы брифирование, заполнили интеллект-карту или выписали все в ручную и начинаете это использовать для запуска проекта. Вам здесь все очевидно и понятно. Но в дальнейшем у вас не хватает времени работать с этим проектом и вы нанимаете помощника. Либо вы уехали в отпуск, и на время отсутствия по проекту вас подменяет коллега. Что тогда делать и как быть? Ваш помощник или коллега не были на брифировании, когда вы погружались в проект. Машины времени вроде как пока нет, и вы не можете их отправить в прошлое, чтобы послушать мысли клиента на первом общении. А вот когда вы записали процесс брифирования с клиентом не просто в майнд-карту, а как видеозапись — вы можете поделиться файлом с вашим помощником. Он сможет без проблем изучить и практически на вашем уровне погрузиться в проект. Как происходит ввод специалиста в проект? Нужно отдельно с каждым сотрудником созваниваться и тратить время на знакомство с проектом, ну или бывает еще хуже: просто передали проект, а сотрудник сам как может, так и входит в курс дела. Еще пример: за счет наводящих вопросов вам удалось вывести клиента прям на очень откровенный рассказ о его продукте, что вы просто не успеваете записать всю информацию. А клиент прям действительно ценную информацию выдает, и ее прям всю можно использовать. И что тогда делать? Перебивать клиента, чтобы он по 100500 раз повторял? Или созваниваться с ним потом, и еще раз все переспрашивать? Нет конечно. Просто можно еще раз открыть запись брифирования и в удобном вам темпе пересмотреть ее, где нужно останавливаться, ставить на паузу и помечать. Поэтому обязательно включайте запись вашего первого общения с клиентом. В первом совете я не просто так сказал, что использую для коммуникации Zoom или Skype. В этих сервисах уже есть встроенные функции записи разговоров. А запись разговора выкладывайте в облако (Гугл/Яндекс Диск, Dropbox и т.д.), чтобы она не потерялась и вам удобно было ею поделиться с коллегами. Для проведения качественного брифирования, знакомства с клиентом и его продуктом вам помогут рекомендации: Автор: Михаил Чебаненко, специалист по контекстной и таргетированной рекламе DigitalHub Agency

Совет № 3: Не стесняться задавать наводящие вопросы
Совет № 4: Отдельно проводить анализ продукта и компании клиента


Совет № 5: Процесс брифирования нужно записывать
Резюме