редакции
Как товарные знаки и авторское право спасают маскотов, персонажей и героев произведений от плагиата
Только если не зарегистрировать товарный знак, маскота могут «угнать», а образ персонажа сможет использовать кто-то другой для извлечения прибыли.
Меня зовут Юрий Горбачев. Я руковожу патентным бюро «Лирейт». В этой статье я расскажу, как защитить персонажей и маскотов, покажу примеры зарегистрированных нами обозначений и судебную практику.
Кто они — маскоты, персонажи игр и герои произведений?
Маскотов используют в разных сферах: от детских товаров до автомобильных шин. Как правило, образ фирменного героя тщательно продумывают, вкладывая в него нужные бреду смыслы.
Многие маскоты остаются с компанией на десятки лет. Они позволяют повысить интерес к рекламным кампаниям и маркетинговым материалам без особых усилий. Главное — продумать качественно каждую деталь образа. Маскот должен отражать все грани вашего бизнеса.
Чтобы нарисованный персонаж стал маскотом, нужно наделить его характерными чертами и позволить ему контактировать с аудиторией бренда. Возьмите, к примеру, всемирно известные бренды: у них есть свои персонажи, которые не только привлекают внимание, но и вызывают доверие у клиентов. Персонажи игр — это собирательные образы, которые используются в компьютерных и настольных играх. Их разрабатывают под конкретный проект или адаптируют образ уже существующего героя под формат игры. Персонажи действуют по заданному сценарию или подчиняются игрокам. Персонажи в играх играют ключевую роль, так как они помогают создавать атмосферу, развивать сюжет и взаимодействовать с игроками. Каждый персонаж может иметь уникальные способности, предысторию и мотивацию. Герой произведения — это образ, созданный автором в рамках конкретной творческой работы. Он имеет свой характер и особенности. Без этого его нельзя признать уникальным — авторское право на стандартный образ просто не возникнет. Оно может распространяться в целом на произведение, но чтобы персонаж был признан отдельным объектом, нужны дополнительные условия. Все персонажи, маскоты и герои должны соответствовать двум критериям, чтобы попасть под защиту: Каждый из этих объектов может представлять интерес для других предпринимателей. Отсюда появляется потребность в защите объектов от посягательств посторонних лиц и их попыток заработать на чужом творчестве. Давайте на примере истории двух персонажей рассмотрим, как лучше всего подходить к защите: Жил-был смелый и талантливый предприниматель по имени Брендель. У него была мечта — создать уникальный продукт и покорить сердца потребителей. Каждый день он трудился. Однажды Брендель создал чудесное существо — милого маскота по имени Фартик. Фартик обладал способностью вызывать радость и улыбки у всех, кто его видел. Брендель понял, что вместе с Фартиком они смогут достичь успеха. С тех пор предприниматель и маскот стали неразлучными. Маскот, персонаж игры, герой произведения изначально защищены авторским правом, которое возникает сразу после их создания и распространяется на весь мир. Однако отсутствие подтверждений, что объект был создан конкретным автором, приводит к трудностям в доказывании при спорах. Вернемся к нашей истории: Продукт Бренделя отлично продавался. Потребители в восторге покупали товары с изображением Фартика. Но в один прекрасный день Фартик исчез! Брендель в панике искал его, заглядывал в каждый уголок, но Фартика не было нигде. Вскоре он узнал печальную новость: злой волшебник Копираст украл Фартика и начал использовать его образ для своих темных дел! Он продавал подделки с изображением Фартика, извлекая прибыль из труда Бренделя и руша его репутацию. Решено — нужно бороться. Брендель обратился к специалистам, которые занимаются защитой маскотов. Ему сказали, что выиграть битву с Копирастом можно только при наличии подтверждений, что Фартика создал именно Брендель. Но доказательств не сохранилось... Подтверждением авторства на маскота, персонажа игры или героя произведения может стать: Обычно споры в рамках авторского права затягиваются, потому что нужно сначала доказать, что персонаж создан творческим трудом и имеет свои особенности, а потом — вину нарушителя и собственные права на объект. Еще один аргумент не останавливаться исключительно на авторском праве при защите персонажа — нарушителя можно наказать только при полной идентичности двух персонажей. Наличие различий — уже повод усомниться в том, что персонаж был скопирован. Для использования персонажей, героев произведений в коммерческих целях мы всегда рекомендуем применять более серьезные способы защиты. Маскот, персонаж игры, герой произведения может стать товарным знаком. Для этого его регистрируют в Роспатенте. Когда права на персонажа зафиксированы, можно свободно и спокойно использовать его в ивентах, айдентике, рекламных и маркетинговых кампаниях, мерче, бороться с нарушителями. Продолжаем путешествие с Бренделем: Брендель понимал, что без подтверждений авторства ничего не выйдет. Однако специалист предложил другой вариант — регистрацию товарного знака. Это точно даст ему силы против Копираста. Брендель вместе со специалистом собрал все необходимые документы и отправил их в Роспатент. Через 3 месяца Фартик был под защитой закона! Брендель смог вернуть своего маскота и даже подал в суд на злого Копираста за использование его образа без разрешения. Теперь Брендель знал: нужно не только создавать, но и защищать свои идеи и творения. Бренделю повезло, что Копираст не зарегистрировал Фартика как товарный знак в Роспатенте первым, иначе он бы его потерял навсегда. Регистрация товарного знака предотвращает подделки и недобросовестное использование вашего персонажа, позволяя вам сосредоточиться на развитии бизнеса, проекта или своего творчества. Судебная практика показывает, что компании, которые заранее позаботились о регистрации своих знаков, имеют все шансы выиграть споры. Даже если другое лицо использовало просто схожего персонажа. Рассмотрим варианты уже зарегистрированных нами персонажей, превратившихся из идеи в защищенные активы: Как товарный знак можно зарегистрировать не только изображение персонажа, но и его имя. Это будет отдельное обозначение. После регистрации товарного знака предприниматели и авторы не только защищают своих героев от копирования, но и значительно увеличивают продажи благодаря узнаваемости персонажа. Права на товарный знак можно передавать по лицензии другим лицам и получать дополнительный доход. Например, вы придумали персонажа игры, она стала популярной. Некий предприниматель решил выпускать сувенирную продукцию с вашим персонажем. Он должен обратиться к вам и получить права на эти действия, выплатив вам вознаграждение по договору. Регистрация в Роспатенте проходит по заявлению заинтересованного лица — правообладателя. Занимает примерно 3-8 месяцев, если документы составлены верно, а у экспертов нет сомнений в охраноспособности. В процессе регистрации нужно уплачивать пошлины — от 35 000 рублей в зависимости от количества выбранных классов МКТУ. При заполнении заявки вам необходимо выделить все нужные виды деятельности, в которых вам необходима защита. Товарный знак будет защищен только в этих сферах и в стране, в которой вы прошли процедуру. Данный факт огорчает многих предпринимателей, но в отношении маскота, персонажа или героя можно применить, если необходимо, комплексную защиту. Выделить только основные сферы, в которых вы работаете или планируете работать, зарегистрировать в них обозначение, а в остальных — оно будет защищаться в рамках авторского права с помощью депонирования. Патент на промышленный образец защищает внешний вид изделия. Иногда его используют для защиты маскотов, персонажей. Однако у такого решения есть ряд минусов: Патент на промышленный образец часто выбирают, чтобы защитить права на отдельные элементы образа героя. Если стоит выбор между патентной защитой или товарным знаком в отношении персонажей, мы рекомендуем клиентам выбирать второй вариант. Владея авторскими правами или правами на товарный знак, вы можете направить нарушителю претензию, запретить использование, потребовать компенсацию и даже подать в суд. Ответственность за нарушения: Если ваши права на маскота, персонажа или героя произведения нарушены: Немного свежей судебной практики: Права на персонажей, маскотов и героев произведений становятся причиной споров ежедневно. Я рекомендую защищать творчество, чтобы потом не потерять право использовать конкретный образ.


Как защитить маскота, персонажа игры или героя произведения с помощью авторского права?

Как защитить маскота, персонажа игры или героя произведения с помощью товарного знака?



Как защитить маскота, персонажа игры или героя произведения с помощью патента?

Как автору или правообладателю бороться с нарушителями?
