редакции
О злоупотреблении правом на товарный знак: что делать, если ваш бренд «под прицелом» недобросовестных правообладателей
Меня зовут Юрий Горбачев. За свою многолетнюю практику в защите интеллектуальной собственности я сталкивался с сотнями случаев, когда предприниматели теряли деньги, время и репутацию из-за недобросовестных игроков на рынке товарных знаков. В статье я расскажу:
— как отличить законное требование от злоупотребления правом;
— какие схемы используют «патентные тролли»;
— что делать, если бизнесу угрожают необоснованные претензии.
Почему это касается каждого предпринимателя?
Прямо сейчас в нашей стране идут тысячи судебных и досудебных разбирательств по товарным знакам. Товарный знак перестал быть только средством индивидуализации. Теперь это мощный инструмент для борьбы с конкурентами и заработка, конечно, не всегда честного.
Появилось множество правообладателей, которые регистрируют обозначения не с целью использовать его для своих товаров и услуг, а чтобы «взимать дань» с тех предпринимателей, которые вовремя не позаботились о защите своего бренда.
Не стоит думать, что малый бизнес все это не касается, потому что никто не захочет взыскивать компенсации с небольшого ИП, который «тихо» торгует в небольшом городе. Обычно тролли делают фокус именно на стартапах и малых компаниях, которые не могут позволить себе судиться. Они требуют компенсации, понуждают к заключению договора отчуждения или лицензионного договора и даже заставляют менять названия: Претензия от владельца товарного знака: обязательно ли менять название ООО? Злоупотребление правом на товарный знак — это когда владелец товарного знака использует свои права не в целях защиты законных интересов, а для создания искусственных препятствий для конкурентов или получения неправомерной выгоды. Все просто. Некоторые регистрируют названия, логотипы не для того, чтобы защитить свой бренд, а чтобы «стричь деньги» с тех, кто работает честно. Если пришел иск или претензия, следует внимательно изучить документ и разобраться в ситуации. Возможно, вы действительно использовали чужой товарный знак, но это не значит, что правообладатель всегда прав. Правообладатель может защищать свои права, смотрите видео, чтобы знать как: Нарушение товарного знака: что делать и что можно потребовать? Разберем «красные флаги», которые должны насторожить и дать возможность отстоять свое обозначение: Законные требования обычно основываются на фактическом использовании товарного знака в коммерческой деятельности. Если владелец знака активно использует его для продажи товаров или услуг и может это доказать, то его претензии, скорее всего, будут законными. Добросовестный владелец, вероятно, будет готов к диалогу и разрешению спора о товарных знаках. Патентные тролли, как правило, действуют агрессивно и не идут на компромиссы. Понять, добросовестно или нет действует правообладатель на практике непросто. Нужно оценивать все обстоятельства в совокупности и строить линию защиты, опираясь на конкретные факты. Судебные решения по товарным знакам неоднородны. Как защитить свой бизнес от злоупотреблений? Представим ситуацию: Пришла претензия от правообладателя товарного знака, которым вы пользуетесь в коммерческих целях. Что делать? Главное — не игнорировать и не пропустить претензию, как было у одного нашего клиента, смотрите видео: Пришла претензия, а я не ходил на почту... Наша практика: Ситуация № 1 Магазин детских товаров на ВБ получил претензию от «тролля», который решил сыграть на отсутствии знаний у предпринимателя о товарных знаках. «Тролль» зарегистрировал ТЗ в 19 классе в отношении стройматериалов. Клиент обратился к нам. Он думал, что действительно нарушил чужие права, но компенсацию хотел снизить, она слишком била ему «по карману». Но когда мы изучили все детали, стало понятно, что о компенсации речь не может идти в принципе. Мы сформировали ответ, в котором отказали «троллю», так как товары не конкурируют. Товарный знак клиента сразу же подали в Роспатент для регистрации в 12 классе МКТУ. Ситуация № 2 Стартап в сфере IT получил претензию из-за названия приложения. Когда мы разобрали ситуацию, выяснилось, что «тролль» не использовал товарный знак уже более 3 лет в интересующих нас классах МКТУ. Мы доказали этот факт и аннулировали товарный знак, а потом снова зарегистрировали уже на нашего клиента в Роспатенте. Тут важно помнить, что если товарный знак не используется 3 года, его можно аннулировать. Конечно, вопрос о наличии или отсутствии злоупотребления разрешается судом индивидуально с учетом всех обстоятельств дела. Нельзя гарантировать, что при неиспользовании товарного знака истцом в течение 3 лет суд обязательно встанет на сторону ответчика. Именно поэтому важно аргументировано представить суду позицию — в этом и есть сложность разрешения таких споров. Злоупотребление исключительным правом на товарный знак, включая патентный троллинг, — это серьезная угроза для предпринимателей. Нужно знать признаки такого поведения и быть готовым к возможным конфликтам, чтобы защитить бизнес, а также избежать ненужных затрат времени и денег. Сохраните эту статью, чтобы информация всегда была у вас под рукой.

Что такое злоупотребление правом на товарный знак?

«Красные флаги» злоупотребления правом на товарный знак: как распознать угрозу?



Вывод