редакции
Ненадлежащая реклама: что это значит, как бороться с нарушениями
Как определить, что ваш конкурент использует рекламу против вас, что делать, если реклама обманывает ваши ожидания и оскорбляет, как не стать нарушителем, расскажем в этой статье.
Чему нас учит закон о рекламе
В борьбе за внимание потребителя нельзя забывать о юридической стороне вопроса. Основные требования к рекламе прописаны в ФЗ «О рекламе». За их исполнением следит ФАС. Учреждение реагирует на жалобы, самостоятельно проводит мониторинг нарушений.
Рекламой признают любой способ привлечь внимание к своему продукту или бренду. Если в объявлении использован товарный знак, дизайн продукта, упаковка, элементы стиля, ассоциирующиеся с брендом, доказать, что это не реклама практически невозможно.
Даже информационная статья в газете может показаться представителям УФАС рекламой. Доказывать обратное придется возможному «рекламодателю». Использование нативной и скрытой рекламы также считается полноценным способом привлечения внимания к своему продукту.
Закон распространяется на:
- наружную рекламу на улице;
- теле-, радио-объявления;
- рассылки рекламного характера;
- баннеры в интернете;
- другую информацию, обращенную к неопределенному кругу лиц с целью привлечь их внимание к бренду или продукции.
Нарушителей могут привлечь к административной ответственности. Штраф внушительный — до 500 000 рублей. Работа ФАС в этом направлении позволяет снижать количество недостоверной рекламы. В 2021 году такие нарушения составили 8,64 % , в 2020 году — 12,48% всех выявленных нарушений − данные антимонопольной службы. Процент все равно высокий. Первая статья ФЗ «О рекламе» устанавливает, что потребители имеют право получать достоверную и добросовестную рекламу. В гонке за высокими продажами бизнесмены позволяют себе забывать об этом правиле. Цель любой рекламы — привлечь целевую аудиторию. Некоторым бизнесменам неважно, какой ценой будет достигнут результат. При такой позиции надо понимать, что привлечь вы сможете не только клиентов, но и государственные органы, которые предъявят законные требования. Признаки недобросовестной рекламы раскрываются в статье 5 ФЗ «О рекламе» и статьях 14.1 и 14.2 «О защите конкуренции». Нередко рекламодатели получают штрафы за: Знакомая всем схема: Рекламодатели размещают на баннерах следующее объявление: «Скидка 80% на все товары». Вы заходите в магазин, узнаете, что скидка распространяется только на продукцию, размещенную на одном из стеллажей. Для эксперта ФАС данный факт — недостоверная реклама, для потребителя — обман. Следует уточнять, на какие именно товары распространяется скидка. Если «на все», значит, на все, которые присутствуют в магазине. Это касается и использования мелкого шрифта, который невозможно прочитать в естественных условиях просмотра рекламы. Вы едете в автобусе, на баннере написано, что интересующий вас кухонный гарнитур сейчас стоит 20 000 рублей в магазине «Ромашка» (цена в другом магазине — 25 000 рублей). Естественно, вы хотите купить гарнитур дешевле, приходите в магазин, а вам говорят, что стоимость — 20 000 рублей действительна, если вы купите еще товар на сумму от 10 000 рублей. Вы не готовы к дополнительным тратам, значит, для вас цена 25 000 рублей. Об этом мелким шрифтом написано на баннере. Есть повод написать жалобу в ФАС. Если эксперты не смогут прочитать мелкий шрифт в обычных условиях, компанию привлекут к ответственности. Размер штрафов зависит от того, кому его назначают: Могут вынести также предписание, в котором сказано о необходимости прекращения рекламы с нарушениями. Все варианты наказаний содержатся в КоАП РФ. Споры о рекламе всегда уникальны. Как правило, нельзя предугадать, насколько серьезными будут последствия нарушения. Сложность в оценке деяния. У каждого эксперта может быть свое мнение по поводу степени причинения вреда, тождественности продуктов, участвующих в рекламе, уровня негатива, который присутствует в объявлении. Всем известный случай борьбы УФАС с недостоверной рекламой: ювелирная сеть Sunlight на протяжении многих лет информировала потребителей о своем закрытии. Однако закрываться не планировала. ФАС обратила внимание на этот факт и назначила штраф в размере 200 тысяч рублей ООО «Солнечный свет». Больше интересных случаев нарушения в сфере рекламы можно почитать на официальном сайте УФАС, в разделе «УФАС в СМИ»: https://moscow.fas.gov.ru/media . Важно разграничивать понятия: Ненадлежащая реклама — это собирательное понятие. В него входит и недобросовестная, и недостоверная, и неэтичная реклама. То есть, любое нарушение законодательства — ненадлежащая реклама. Нередко правонарушение объединяет недостоверную, недобросовестную и неэтичную рекламу. Создание рекламы с юридической точки зрения — это сложный процесс. Нужно учесть огромное количество факторов, проанализировать объявление, получить оценку юриста. Есть несколько основных правил, которыми стоит руководствоваться, если вы пользуетесь любым видом рекламы для продвижения: Правила нарушают даже крупные и серьезные компании. Из недавнего: В 2020 году по радио постоянно крутили рекламу «Арбидола». Как раз в этот период «зверствовал» короновирус, чем и решили воспользоваться производители лекарства. В рекламном сообщении говорилось, что «Исследования доказали: „Арбидол“ активен даже против коронавируса». ФАС изучила этот момент и признала рекламу недостоверной. На тот момент серьезных исследований эффективности не проводилось, в показаниях к применению не было упоминаний об этом. Каждая эпидемия или пандемия воспринимается рекламодателями, как шанс продать товар быстрее. В далеком 2010 году, в эпоху «свиного гриппа» запоминающимся был случай с чистящим средством Domestos, производители заявили, что он «убивает микробы наповал, включая вирус свиного гриппа». Что касается рекламы товаров, связанных с медициной, то тут есть и другие важные правила: Лекарства, отпускаемые по рецепту, разрешено рекламировать только в специальных изданиях. А знакомую всем фразу «имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом» обязательно нужно проговаривать или прописывать в объявлении. БАДы по закону нельзя позиционировать в рекламных интеграциях в качестве лекарства. Если ваш конкурент говорит в рекламе о том, что у его товара самое высокое качество, это можно понимать, как принижение вашего продукта. Иными словами, ваш продукт косвенно назвали некачественным. Нельзя говорить в рекламе плохо о конкурентах — это факт, который является основанием для обращения в ФАС. Если вы — потребитель, реклама товара или бренда ввела вас в заблуждение, обманула ваши ожидания, унижает ваше достоинство или как-либо негативно сказывается на вас, значит, стоит дать возможность экспертам ФАС проверить объявление. Иными словами, если ваши права нарушает конкурент — пишите в ФАС, если вам стало обидно после просмотра рекламы — пишете в ФАС. Жалобу может подать любой гражданин пятью способами: Вы сможете привлечь к ответственности как рекламодателя, так и распространителя. Пострадавшая сторона вправе потребовать: Идти против закона можно только в том случае, если у вас есть цель стать центром внимания ФАС и, возможно, вызвать резонанс в обществе. В остальных ситуациях лучше следовать правилам и не рисковать. Также полезно следить за рекламой конкурентов, чтобы вовремя среагировать на нарушение ваших прав.

Что такое ненадлежащая реклама

Правила, которые нельзя нарушать

Как защитить свои права, если компания использует ненадлежащую рекламу
