Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
388 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Общепит после пандемии: стоит ли сейчас открывать кафе?

Основатель сети «Престо» и депутат Архангельской городской Думы Петр Ватутин считает, что многие рестораны не смогут пережить пандемию. Однако сейчас хороший момент для тех, кто думает выйти на данный рынок.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

За прошедший год в центре Москвы было вынуждено закрыться более 200 различных кафе и ресторанов. Несмотря на поддержку властей, многие точки общественного питания не смогли оправиться после вынужденного закрытия в период самоизоляции. После летнего снятия части ограничений эксперты говорили о росте деловой активности: было заметно также и оживление в сфере общепита. Чувствовалось, что люди соскучились по встречам с друзьями и коллегами в любимых кафе. Однако экономические последствия не прошли бесследно не только для предприятий малого и среднего бизнеса, но также и для граждан.


Рабочая группа по вопросам поддержки бизнеса

В начале осени стало очевидно, что россияне перешли к сберегательной модели потребления. Так, многие столичные рестораны и кафе стали говорить о значительном снижении средней выручки: падение составило по разным оценкам от 30 до 40%. Снизился и средний чек. Ближе к декабрю собственники заведений общепита надеялись на то, что ситуацию удастся переломить в период предновогодних праздников. Но на фоне ухудшения эпидемиологической ситуации в стране и в мире какой-то ощутимый рост выручки смог лишь продемонстрировать онлайн-сегмент. Многие кафе спасались доставкой: кто-то сделал упор на собственную доставку, кто-то стал активнее сотрудничать с агрегаторами доставки еды. Значительная доля граждан старалась придерживаться рекомендации властей оставаться дома и не выходить без острой необходимости.

Неудачный декабрь, а также отказ многих компаний от проведения корпоративов вынудил многие заведения закрыться уже навсегда. Сеть заполнилась большим количеством предложений о продаже готового бизнеса. Хороший ресторан можно было купить фактически дешевле стоимости комплекта необходимого ресторанного оборудования. Число закрытых ресторанов почти на 35% превысило показатели 2019 года. Возможно, что сложившаяся ситуация стала следствием непонимания предпринимателями того, как себя правильно вести в условиях ограничительных мер из-за пандемии. Будущее не стало более определенным ни для кафе, ни для собственников помещений.

Однако текущее положение вещей привлекло в сектор большое количество людей, которые осознали, что наступил подходящий момент для того, чтобы приобрети готовый ресторанный бизнес с минимальными вложениями. Так, в разных точках Москвы время от времени открываются новые заведения с минимальным обновлением интерьера, сделанного предыдущими собственниками, либо с измененной концепцией проекта и меню.

Крупные города и регионы

Как ни странно, но резкий спад ощутили рестораны в крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург. В регионах, если судить на примере некоторых заведений, средний чек снизился незначительно, а общая выручка по сравнению с летними месяцами стала заметно выше. Вероятно, что на устойчивость бизнеса в небольших городах и населенных пунктах действуют несколько факторов: относительно невысокая стоимость аренды помещений, менее взыскательная клиентура и небольшая конкуренция. Но даже те заведения, у которых пока все хорошо, вынуждены меняться. Борьба за платежеспособного потребителя значительно усилилась, поэтому сеть «Престо» тоже сделала ставку на высокое качество не только в своей московской точке, но и в других городах.

Предприниматели, продолжающие работать в индустрии, стараются сохранять оптимизм. Затянувшийся спад, по их мнению, обязательно должен смениться периодом роста. Но таких все меньше. Рынок продолжает очищаться от малоэффективных и нерентабельных заведений. Некоторые аналитики говорят о том, что больше всего пострадали именно бюджетные и недорогие рестораны и кафе. А часть ресторанов с высоким ценником и хорошим качеством смогла сохранить свою аудиторию, доходы которой не сильно пострадали в 2020 году по сравнению со средним классом. Скорее всего, в наступившем году рынок продолжит сокращаться, но в центре Москвы в определенных локациях будут появляться новые фуд-проекты.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.