Начнем с того, что слово наказание произошло от глагола «КАЗАТЬ». То есть указывать и наставлять. Заметьте, никакой аналогии с психологическим или физическим насилием за проступки, которые вызывают негодование у взрослых. Договоримся сразу: в этом материале мы не говорим про давление на психику или, чего хуже, про рукоприкладство, хотя, по статистике, свыше 30% российских родителей до сих считают ремень лучшим воспитателем. Мы разберем вопрос о том, как помочь ребенку осознать свои поступки, их последствия, которые наступили или могли произойти. И, немаловажно, постараться помочь исправить ситуацию.
Разница в подходах Психологи не перестают напоминать об одной простой вещи: поступки детей — это реакция на события или ситуации. Чем младше малыш, тем меньше давления извне, и причину плохого поведения, которое ведет к наказаниям, стоит искать в семье. Чем старше ребенок, тем сложнее диагностировать причину. Главное — попытаться это сделать. А уже потом принимать меры.
Таисия Мустаева, психолог центра позитивной медицины «Фонарь» : «Ко мне часто приходят родители подростков и просят помочь справиться с непокорным нравом ребенка. И никто не хочет слышать, что непокорный нрав — во многом результат коллективный. Фундамент детской психики — это семья. И если что-то в его поведении не устраивает, начинайте искать ответ на вопрос: «А что мы делаем не так?» А еще досадно, когда за пеленой обид родители забывают, что их миссия — защищать и помогать. А не критиковать, и уж тем более буллить собственных детей за то, что те не соответствуют ожиданиям взрослых. Поэтому рекомендую:
Поговорите с подростком. Если не можете сами, сходите к психологу. Поверьте, мы умеем помочь открыться самому колючему подростку. И выйти на диалог. А дальше ваша работа — ГО-ВО-РИТЬ! У меня был случай, когда сын регулярно опаздывал домой с прогулки, потому что мама после работы всегда не в духе и кричит. А она кричит, потому что он опаздывает! Замкнутый круг, не правда ли? А выяснить они это смогли только в кабинете психолога. Вместе проговорите причины. И вместе дайте оценку его действиям. Возможно, вы драматизируете события. Проговорите правила, которые устроят всех, и последствия их нарушения. Причем последствия должны настигать не только подростка, но и вас. Хотите, чтобы он вел себя как взрослый? Покажите пример. И еще одно: когда очень хочется повысить голос на ребенка, вспомните, а зачем вы его явили на свет? Вспомните, каким был крохой и как нуждался в вашем внимании. А теперь сюрприз: он будет нуждаться в вашем внимании и в 15, и в 30, и в 40″.
Ольга Жукова, воспитатель сети детских садов и школ «Академическая гимназия» : "Мой опыт коммуникации с детьми младшего возраста показывает, что диалог наладить можно даже с теми малышами, которые еще не умеют говорить предложениями. Важно хотеть это сделать!
Во-первых, никогда не повышайте голос на ребенка. Он начнет вас бояться, а страх никак не располагает к доверительным отношениям. Кроме того:
Наказание должно быть соизмеримо с проступком и не зависеть от вашего настроения. Если вы сегодня поругали за утерянную в песочнице игрушку, пригрозив не покупать новые, потому что были совсем не в духе, а завтра просто пожурили, потому что в настроении, то ни к чему хорошему это не приведет. И потом, в потере игрушки нет ничего страшного, страшнее потерять доверие ребенка. Обсудите последствия поступков. Объясните, что аппликация, вырезанная из вашего любимого тюля, очень расстроила вас. Вы переживаете так же, как и он, когда потерял или сломал любимую игрушку. Будьте рядом. Ваш малыш должен понимать, что вы его любите, несмотря ни на что, и готовы помочь распутать клубок плохих поступков". В качестве заключения: любите своих детей. Ваше внимание, забота и участие — самое лучшее лекарство от плохого поведения.