Сам термин зародился еще в США, где и была совершена первая онлайн-продажа — 11 августа 1994 года с помощью зашифрованной транзакции был продан диск Ten Summoner’s Tales Стинга. С тех самых пор, несмотря на многочисленные трудности, сфера становилась все более популярной, а пандемия только подтолкнула ее к пику развития.
В чем заключается суть e-commerce? Эта сфера очень разнообразна: кроме самих продаж в онлайне в нее входят широкие категории интернет-банкинга, занимающегося транзакциями в сети, и интернет-маркетинг, куда относится реклама и действия, направленные на повышение конверсии .
Техническая основа, на которой строится e-commerce, кажется даже проще, чем тот набор составляющих, без которых не может обойтись оффлайн-магазин. К техническому наполнению относится:
сайт или интернет-магазин; база данных с товарами; система учета остатков запасов; CRM-система; система доставки товара покупателю и др. Конечно, это сильно упрощенная модель, ведь каждую из этих категорий можно расписывать отдельно: однако самой важной составляющей из перечисленных будет являться хорошо работающий и грамотно построенный сервер, так как именно от него зависит скорость загрузки сайта.
Электронная коммерция, благодаря своему удобству и универсальности, реализуется во множестве ниш, в зависимости от ее целевой аудитории. Вот примеры ее успешной реализации:
Онлайн-кинотеатры, подписки на музыку и книги. Позволяют легально наслаждаться плодами интеллектуального труда. Электронные доски объявлений. К ним относятся сайты типа Авито. Онлайн-сервисы оплаты государственных услуг. Своей популярностью обязаны экономии времени — больше не нужно стоять в очередях на оплату квартиры. Интернет-магазины и маркетплейсы . На них зиждется почти вся сфера e-commerce. Какие существуют виды e-commerce? Следующая классификация построена на разнице в целевой аудитории:
Business-to-Business — взаимовыгодные отношения между предпринимателями. Производители и мерчанты налаживают контакты между собой с помощью специальных интернет-площадок. Business-to-Consumer — компании продают товары потребителям на различных онлайн-площадках. Представляет большое количество плюсов как для предпринимателей, так и для клиентов. Business-to-Government — бизнес предоставляет услуги государству или его органам, например, муниципалитету. В этом случае к бизнесу предъявляются строгие требования, обычно нужно пройти отбор по конкурсу, ведь уровень сделок крайне высок. Consumer-to-Consumer — отношения между потребителями, которые осуществляются посредством электронных досок с объявлениями.
Government-to-Citizens — взаимодействие между гражданином и государством — уплата налогов и штрафов, получение различных справок и документов. Не всегда является коммерческой деятельностью, так как зачастую несет информационную нагрузку. Government-to-Government — деловые отношения государственных органов. Business-to-Partners — взаимодействие между «коллегами» — филиалами или компаниями из одной сферы. Business-to-Employee — автоматизированное управление бизнес-процессами и задачами внутри корпорации. Business-to-Business-to-Customer — слияние двух видов — в качестве примера можно привести модель дропшиппинга . Предприниматель покупает товары в Китае и договаривается со складами так, чтобы именно они отправляли заказы по нужным адресам, минуя необходимость складировать товар у себя. Exchange-to-Exchange — взаимодействие между различными электронными биржами в сервисах обмена валюты. Плюсы и минусы интернет-торговли Как и в любой другой сфере, в e-commerce есть свои преимущества и недостатки. Начнем с перечисления очевидных плюсов:
Уменьшение количества денежных трат. Е-commerce делает множество процессов проще — для открытия торговой площадки больше не нужно снимать в аренду площадь, искать работников и договариваться с доставкой. Все вышеперечисленное можно поставить на автоматический режим, в результате продукция становится дешевле, что нравится клиентам. Динамичный рост сферы. Международный рынок ecommerce растет с каждым годом . Пользователи постепенно привыкают к совершению покупок онлайн, появляется все больше сервисов, направленных на увеличение эффективности работы онлайн-предпринимателей. Широкий охват ЦА. Посредством интернета можно легко пересечь физические границы и отправиться покорять зарубежные рынки. Если вы продаете физические товары, стоит продумать, как продукт будет доставляться покупателю. Уменьшение количества посредников. Вы можете контактировать напрямую с производителем товаров, полностью исключая участие третьих лиц. Наглядная аналитика и трекинг. Бизнес и его продвижение находятся полностью под вашим контролем.
Минусы работы с e-commerce:
Технологическая зависимость. Любая накладка с техникой и доступом в интернет повлияет на конверсию. Нюансы работы с платежными системами. Для приема денежных средств необходима регистрация ИП или ООО. Кроме того, чтобы прием и вывод средств был стабильным, необходимо оказывать качественный сервис для покупателей. В противном случае они могут открывать споры (диспуты) через банк, вследствие чего платежная система может ограничить интернет-предпринимателю возможность принимать оплату от клиентов. У приема международных платежей свои особенности, о которых мы рассказывали в статье .
Постоянные изменения в законодательстве и регулировании. Так как сфера динамично развивается, она подвергается многим изменениям в том числе и в законодательстве. Защита информации. При работе в сфере e-commerce не обойтись без использования сложной сертификации, авторизации и прочих методов кибербезопасности . Соблюдение прав на интеллектуальную собственность. Несанкционированное копирование продуктов авторского права является огромной проблемой для любого бизнеса, так как не приносит прибыли своим владельцам. Как создать свой интернет-магазин? Если вы собираетесь открыть интернет-магазин , стоит уделить большое количество времени его настройке — каждый его элемент от элегантной главной страницы до модуля оплаты должен быть максимально удобным для пользователя.
Едва покупатель заходит на ваш сайт, перед ним встает выбор — уйти или продолжить поиски. Если интерфейс и навигация домашней страницы не привлекают покупателей, да еще и долго грузятся, то шансов удержать покупателей становится все меньше и меньше. Однако несколько дополнений и вовремя проверенные настройки могут решить дело в вашу пользу:
красивое оформление логотипа; высокая скорость загрузки сайта во всех браузерах и на всех устройствах; работающие ссылки на всех страницах; подборка самых популярных товаров; работающее поле поиска вверху вашего сайта; специальные предложения, рекламные акции, варианты бесплатной доставки; варианты выбора языка, если это необходимо. О том, как увеличить конверсию интернет-магазина, подробно рассказали в одной из наших статей .
Если вы прислушались к нашим советам и создали идеальную домашнюю страницу, то это еще не означает, что вы закончили проектирование всего сайта и работу над контентом: помимо страниц продуктов, клиенты могут пожелать узнать больше о вашем бизнесе, задать вопрос службе поддержки или почитать информацию о вашей политике доставки.
Лучшие платформы электронной коммерции Сейчас, благодаря новой тенденции зерокодинга, начать заниматься онлайн-бизнесом может практически каждый. Зерокодинг означает то, что вам больше не нужны сложные навыки работы с кодом. Все программное обеспечение предоставляет сама платформа, на которой вы делаете онлайн-магазин.
Платформа Shopify — удобное решение для работы в сфере e-commerce, ведь на площадке можно успешно принимать оплаты со всего мира, причем практически без опыта создания сайтов. Для многих предпринимателей Шопифай действительно лучший способ начать свой путь в мире онлайн-бизнеса, так как в отличие от других конструкторов сайтов , он требует минимальных усилий и практически нулевых навыков создания веб-сайтов.
Также для его использования не нужны серьезные скиллы в программировании. Так как платформа была разработана для пользователей без продвинутых дизайнерских и технических навыков, она обладает максимально простой функциональностью.
Будущее электронной коммерции Как и ожидалось, 2021 год не прошел незаметно для постоянно меняющегося рынка ecommerce. Все больше предпринимателей перестают использовать традиционные методы продаж, предпочитая что-то новое, чего еще нет у конкурентов, и что позволило бы выделиться в глазах покупателей, ведь от этого напрямую зависит конверсия магазина. В обиход входит все больше интересных «фишек» — одни устаревают, а другие только начинают свой расцвет.
К последним тенденциям сферы относятся:
рост уровня популярности маркетплейсов ориентация на молодое поколение увеличение использования чат-ботов защита окружающей среды использование голосовой коммерции видеоконсультации из оффлайн-магазинов подписка на товары снижение сроков доставки платежное разнообразие рост расходов на привлечение клиентов омниканальность персонализация Подробнее о каждой тенденции вы можете почитать в нашей статье . Все вышеперечисленные тренды указывают на одно — сфера e-commerce продолжает свое активное развитие. Миллионы людей наслаждаются тем, как легко совершать покупки в интернете, а доверие к онлайн-ритейлерам растет.
Платформы для покупки становятся все более удобными: добавляются новые способы оплаты и доставки, улучшаются маркетинговые стратегии, которые привлекают все больше новых клиентов. Неудивительно, что электронная коммерция переживает такой бум.
Что же дальше? Как вы уже наверняка поняли из текста нашей статьи, электронная коммерция — один из самых перспективных и стремительно развивающихся сегментов рынка. Большое количество преимуществ перед офлайн-торговлей, а также постоянное совершенствование системы привлекают к себе внимание новых покупателей и производителей.
Тем не менее, не стоит думать, что добиться успеха в этой сфере легче легкого и для быстрого результата не нужно прикладывать никаких усилий — вряд ли такая стратегия будет успешной.