ТРИЗ и бизнес-ТРИЗ - что такое, инструменты и их применение на практике
Развитое ТРИЗ мышление помогает уйти от бесконечного перебора очевидных вариантов к точечному поиску простого, но максимально эффективного ответа на поставленную задачу.
Но при всей зачастую нестандартности решений, бизнес-ТРИЗ, это чётко выверенная методика со своими алгоритмами и стандартами. Она подразумевает под собой работу на трёх уровнях. И на каждом из них применяются определённые инструменты.
Уровни бизнес-ТРИЗ
Уровни ТРИЗ для бизнеса логично вытекаю один из другого. Это позволяет начать работу с ключевыми, наиболее проблемными точками бизнеса, которые нужно устранить быстро. И после решения неотложных задач, постепенно переходить к глубинной аналитике и прогнозам на развитие.
Для каждого из уровней существуют свои эффективные инструменты.
На первом уровне мы применяем решательные инструменты, с помощью которых можно максимально быстро найти центральные проблемы бизнеса и устранить их с небольшими или нулевыми затратами ресурсов. К таким проблемам относятся: низкие продажи и конверсия, проблемы с логистикой, перебои в цепочке поставок, затянутые сроки поставок и т.д.
На втором уровне начинается отладка систем и подсистем и выявляются барьеры, тормозящие их развитие. Анализ подсистем подсвечивает их бесполезные части и возможность их удаления без потери эффективности, но с резким уменьшением количества затрат на них. Ко вторичным задачам применяют инструменты первого уровня.
На третьем уровне начинается работа с глубинным анализом отлаженных систем и подсистем бизнеса с целью прогнозирования дальнейшего потенциала их развития, а также качественная оценка рисков в продуктах и услугах. После аналитической работы, для выявления элементов, которые стоит улучшить для успешного эволюционирования системы, в ход снова идут инструменты второго уровня. При возникновении противоречий, мешающих ходу эволюции к ним применяются инструменты первого уровня.
ТРИЗ кейс по масштабированию бизнеса в рекламной сфере
Обширность инструментария бизнес-ТРИЗ и гибкость самой этой методики, позволяет применять её практически ко всем сферам бизнеса от тяжёлого машиностроения до рекламных или event-агентств. Рассмотрим, как ТРИЗ работает на примере моего кейса по консультации для руководителя бизнеса в сфере рекламы.
Проблема, с которой обратился руководитель рекламного агентства: компания требовала срочного масштабирования. Ключевая проблема заключалась в компетенции сотрудников. Чтобы расширять бизнес и иметь конкурентное преимущество нужны новые сотрудники с компетенциями выше средних. В то же время такие сотрудники претендуют на зарплату также выше средней. Что, в свою очередь, влияет на конечную цену проекта в сторону увеличения. А этот фактор поставит компанию на уровень ниже в конкурентной среде.
Какие инструменты бизнес-ТРИЗ применялись для решения этой задачи
Мы работали с тремя инструментами первого уровня:
— Карта восприятия проблемы
— Описание инновационной проблемы
— RCA+
При помощи карты восприятия проблемы и описания инновационной проблемы были обозначены несколько проблем.
Они заключались в том, что первоклассный специалист способен создавать ограниченное количество качественных креативов. Если компания даёт ему слишком много задач, он перегружается, что приводит к профессиональному выгоранию и снижению эффективности. При небольшом количестве проектов сотрудник способен на качественную работу, но тогда компания не может брать новых клиентов и расти.
Одним из ключевых моментов являлось то, что конечная оплата сотрудника зависит от рекламного бюджета заказчика. При этом компания работает с различными бюджетами от достаточно низких до высоких, так как ориентирована на долгосрочное сотрудничество с постепенным ростом бюджетов заказчика.
А это значит, что сотрудник должен создавать много качественных креативов, при этом не выгорать и хорошо зарабатывать, чтобы быть мотивированным на дальнейшую работу.
Для точного выявления ключевых противоречий, требующих немедленного разрешения, был применён инструмент RCA+ — Root Conflict Analysis Plus. При его применении выделяются три основных параметра:
Нежелательный эффект (НЭ)
Положительный эффект (ПЭ)
Комбинация НЭ и ПЭ
После такой мощной аналитической работы были использованы приёмы разделения в пространстве и структуре и переход в надсистему, а так же приём посредник. Ответы на поставленные задачи нашлись быстро и полностью соответствовали 5 критериям идеальных решений в бизнес-ТРИЗ:
- Проблема устранена на 100%
- Было разрешено противоречие
- Решение не требует больших затрат
- Отсутствуют нежелательные эффекты, а все вторичные задачи решены
- Есть сверхэффекты, которые появились от внедрения решения.
Решением стало создание «независимой» компании-посредника, в которой работали начинающие креативщики, прошедшие курс-обучения от данной компании. Они работали с небольшими бюджетами, но под присмотром опытных наставников из основной компании. И, когда клиент дозревал до большого бюджета, его переводили в работу в основную компанию.
И те молодые специалисты, которые себя хорошо показали в работе на небольших проектах, так же постепенно переводились в основную компанию, где им доверяли дорогих клиентов.
На консультацию было потрачена два часа и два часа ушло на подготовку. Вот так при помощи ТРИЗ для бизнеса, решилась головная боль руководителя длиной в полгода. Изучайте ТРИЗ, расширяйте границы сознания и помните, для ТРИЗ нет неразрешимых проблем. Чем сложней задача, тем интереснее её решать.
ТРИЗ-клуб в Telegram: https://t.me/trizbiz
Посмотрите видео-курс обучения основам бизнес-ТРИЗ
Благодарю за доверие,
Алексей Благих
Председатель International Business TRIZ Association Russia (IBTA RUSSIA), основатель международного бизнес-клуба ТРИЗ.