Когда случился кризис 14-15 года, я попала под сокращение, т.к. была молодым и, соответственно, не самым ценным сотрудником. В тот момент я посвятила все свое время работе на фрилансе, чтоб выжить. Но за свою самостоятельную практику в шесть лет, тогда я впервые столкнулась с заказчиками, которые могли кинуть на деньги, слить. Сейчас сложное время для всех, а значит риск подобных случаев снова усиливается. Делюсь своим опытом, чтоб молодые специалисты могли обезопасить себя. И еще о том, что заказчики так могут повести тебя на любом этапе работы.
100% постоплата, а если еще и без договора, то прямо мое «любимое» Самый распространенный способ — когда псевдо-заказчик начинает давить на жалость и рассказывать:- что они уже заплатили одному дизайнеру, но их кинули — дизайнер пропал, поэтому теперь работают только по постоплате;- заплатили одному дизайнеру, портфолио было хорошее, но сделали лютую дичь, поэтому надо, чтоб ты начал без оплаты, и если им понравятся эскизы, то тогда заплатят;- из соображений безопасности.Вот, кстати, цитата из переписки с таким «заказчиком», причем хочу отметить, что на одну и ту же формулировку про юр.лицо одинаково в Словакии от разных контактов натыкались несколько моих знакомых, цитирую:
«Также сразу хочу сказать, что по предоплате я не работаю (по причине безопасности). Могу предложить найти гаранта, который сможет провести сделку (у меня средства на зарубежном банковском счету, имею юр. лицо в Словакии), либо же можно заключить договор (но, опять же, без предоплаты)»
Заказчик-абьюзер: «вот он-то хороший специалист, а ты — никто», «как ты смеешь просить деньги» и др. варианты. С этими я сталкивалась и на работе, и на фрилансе, и даже недавно. Способ манипуляции, при котором псевдо-заказчик пытается принизить профессиональные навыки, значимость работы, трудозатраты.Например, когда я планировала уволиться, моя руководитель говорилf, что я никому не нужна и плохой дизайнер. Не то, что тот, с которым они на фрилансе сотрудничали: вот он-то прекрасный, а я никто. Спрашивала как и кто у меня «за такие деньги» будет заказывать проекты при таком низком уровне работ.
Другой говорил, как я смею брать деньги за работу, которую не сделала, что совести у меня нет разводить людей на деньги ну и все в таком духе.Думаю, смысл ясен. Суть везде одна — внушить, что ты никто, никому кроме них не нужен и вообще должен ноги их целовать за то, что они позволили тебе поработать с их брендом. Все как и в абьюзивных отношениях.
Им все равно что ты скажешь, часто прямо так об этом и говорят На этапе переговоров, например, при обсуждении любых из условий вы объясняете что из чего складывается, процесс, последовательность работ, стоимость или что угодно, а он в ответ: «мне все равно, что ты говоришь, я считаю так». Он все сказал, разворачивайся и беги. Без шуток, им ничего не докажешь, они не услышат ни тебя, ни кого-либо другого — сам себе царь.
В случае недопонимания отказывается давать комментарии, созваниваться, пояснять Хороший дизайн-проект невозможен без примерки и обсуждения с заказчиком, как и идеально сидящий костюм. Если до начала работ при ведении переговоров или в их процессе возникают недопонимания, особенно в переписке, я всегда прошу созвона. Ситуация, когда заказчики не так сформулировали и им сложно объяснить что-то в письменном виде — не редкость, они не профессионалы, потому к нам и обращаются. Если при возникновении такого заказчики отказывается пояснять, созваниваться и идти на контакт — они искали повод, чтоб слиться и создали его.
Чаще всего такие ситуации происходили после консультаций, особенно, когда они были бесплатными или дешевыми. Заказчики говорили, что все не так, ты плохой специалист. Когда задаешь вопросы, предлагаешь созвониться, чтоб уточнить, может я что не так поняла, просто пишет: «мне не о чем с тобой больше говорить, я все сказал/а». После этого следовало, что заказчик внедрял в свой проект все, что было на консультации, от и до.Да, бывают еще такие, которые хотят, чтоб их понимали с полуслова и читали мысли, но такие ничем не лучше. Чтоб быть на одной волне и понимать друг друга нужно перед этим много общаться.
Начинает разговор с наезда и криков Это самый простой и частый типаж по которому все понятно. Им так проще психологически, видимо. Чем спокойней и адекватней вы отвечаете, тем громче они орут.
При этом когда вы просите конкретики, ее нет: «все неправильно, это не соответствует нам», на вопросы что именно и почему, попытку разговорить, выяснить более четкие замечания, предложение изменить, исправить говорят: «не знаю, я подумаю». Все, больше ты человека не услышишь, а вот свою работу, используемую этой компанией, 100% увидишь.
Угрозы и шантаж: «если не сделаешь так, то выкину твою работу», «порву», «подам в суд» и пр. Заказчики могут угрожать и шантажировать не только перед началом или в процессе работы, самые интересные персонажи — те, кто это делают после сдачи дизайн-проекта. Этот вид пытается развести на бесплатный авторский надзор, комплектацию или поиск подрядчиков, шантажируя тем, что проект будет некачественно реализован и тем самым запятнает ваше доброе имя.
Тут в ход идут куда более интересные высказывания и намерения. Например, что если ты не найдешь подрядчиков для реализации проекта, то заказчик этот проект выкинет или подаст на тебя в суд. Ну там было много всяких вариантов, все не вспомню, даже проклинали, нашли кого XD
Самое главное, чтоб такого пункта с требованием заказчика не было в договорах. Ты можешь порекомендовать, если имеешь на примете хороших подрядчиков, но ты не кадровое агентство, чтоб заниматься их поиском. Даже штатного сотрудника не имеют право заставить делать работу, которая не входить в его компетенции, а тебя и подавно!Запомни: они заплатили деньги, ты проект сдал. Что дальше они сделают с твоей работой — это их решение, т.к. работа передана и принадлежит им. Если хотят выкинуть, сжечь, разорвать, утопить, запустить в космос — пожалуйста.
Дополнительные задачи без оплаты: «не сделаешь — вообще денег не увидишь» и т.д Этот пункт похож с предыдущим, только здесь не шантажируют тем, что тебе дорога твоя работа, а деньгами.
Одумайся и не делай ничего дополнительно. Ты сделаешь доп.работу, они захотят что-то еще, еще и еще. Они не планируют платить, а хотят бесплатную рабочую силу. Шли таких туда, куда надо.
Всем добра и самых лучших заказчиков!