Американский педагог Эдгар Дейл еще в 1960-х разработал так называемый «Конус опыта» . В этой схеме он отразил результаты анализа эффективности различных способов обучения. Итог таков: слушать лекции или читать материалы по предмету — наименее эффективный способ что-либо запомнить. А вот использовать изучаемый материал на практике — самый эффективный.
Но согласитесь, что не всегда есть возможность инициировать определенные ситуации для новичка. Да и поручать важные задачи новенькому, когда на кону, например, прибыль и репутация компании, как минимум, неразумно.
В таких обстоятельствах и спасает дополненная реальность.
VR и AR — в чем разница Смотрите, VR (виртуальная реальность) — мир, который полностью создан компьютером. Чтобы попасть туда вам необходимы иммерсивные устройства — шлемы, перчатки, наушники. При этом виртуальная реальность полностью заменяет настоящий мир, никак не реагируя на его изменения. Так что если вам предлагают надеть шлем и переместиться в Древний Египет, то это виртуальная реальность.
AR (дополненная реальность) просто добавляет к действующей реальности слои. То есть люди могут по-прежнему взаимодействовать с физической средой, получая дополнительную информацию от того же смартфона через приложение дополненной реальности. То есть они видят реальный мир, но с наложенными на него цифровыми объектами. Чтобы увидеть дополненную реальность, специальных устройств не требуется. Только если AR-очки для более яркого опыта, но удовольствие это недешевое.
В свое время нашумевшая игра Pokemon GO как раз сделана по этой технологии. Приложение IKEA, где можно посмотреть, как в интерьер впишется новая тумбочка или кресло — туда же.
Что можно размещать в дополненной реальности:
Трехмерные модели; Анимированные и 2D-сцены; Двухмерные изображения (иллюстрации, фотографии); Видеофайлы, наложенные на вертикальную или горизонтальную плоскость; Элементы UI (интерфейс). Главное преимущество AR-технологий — наглядность. Они не просто передают те или иные факты во время обучения, а расширяют функционал привычных материалов.
В общем, AR и VR — это технологии, которые способствуют кинестетическому обучению. Они предоставляют образовательным учреждениям и проектам интересный опыт погружения, делая обучение интерактивным и увлекательным.
Доказательство эффективности Ученые давно выявили, что использование такого подхода в образовании позволяет:
Упростить подачу учебного контента; Облегчить запоминание; Мотивировать людей учиться дальше, не забрасывая курс. Также они ожидают активное внедрение AR в обучение. Например, компания Epson провела исследование о применении современных технологий в разных сферах жизни и бизнеса.
В итоге они пришли к выводу, что самая перспективная сфера применения дополненной реальности в ближайшие 10 лет будет именно детское и корпоративное образование. Поговаривают, что к 2023 году мировые инвестиции в AR-технологии достигнут 61,39 млрд долларов.
Генеральный директор Neuro-Insight UK, Хизер Эндрю, рассказал о том, что во время исследования реакции мозга на различные медиа, был зафиксирован исключительно высокий уровень внимания — на 45% выше, чем при просмотре телевизионной программы или сёрфинге интернет-пространства.
А еще от трети до половины опрошенных в возрасте от 18 до 34 лет согласились, что они могут придумать много способов, благодаря которым AR может вписаться в их жизнь.
Кейсы в образовании Сбербанк
В «Сбербанке» технологии AR уже используют для корпоративного обучения. Например, сотрудники call-центра получили возможность поговорить с искусственным интеллектом, чтобы отработать алгоритм взаимодействия с живыми людьми, либо поставить себя на место пожилого человека при обслуживании в офисе.
Еще в 2018 году дополненная реальность обучила более 35.000 менеджеров в Москве и 11 региональных Сбера. При этом эффективность от обучения выросла на 20%.
KFC
KFC тоже использует AR для обучения сотрудников. Не поверите, но новички там надевают шлемы Oculus Rift VR с приложением The Hard Way и получают пошаговый алгоритм приготовления курицы. Затем просто повторяют действия, доводя их до автоматизма.
Весь процесс взаимодействия с новой реальностью построен, как игра в жанре побега из комнаты. Результат представителям компании Kentucky Fried Chicken так понравился, что они будут распространять такой процесс обучения по всей сети.
Резюмируем Друзья, обстановка с дополненной реальностью такая: как вы заметили, ее использование и правда эффективно, но есть существенный минус — стоимость.
Стандартных программных продуктов мало, а индивидуальная разработка ПО под конкретный проект ну очень увеличивает итоговую стоимость.
Но тем не менее в ближайшие годы мы ожидаем, что дополненная реальность сможет удовлетворять более широкий круг потребностей. Конечно, ее по-прежнему будут использовать в развлекательной сфере, выпуская маски для соцсетей с мордочками животных, но все же случаи полезного применения тоже будут расти.
А как вы относитесь к такому формату обучения?
P.S. Наш Telegram-канал об онлайн-образовании.