Для сферы e-commerce режим самоизоляции послужил возможностью для развития и стал причиной резкого увеличения темпа роста рынка в целом, что подтверждает множество различных исследований и статистических данных, которыми делились компании и агентства. Так, например, согласно данным АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли) российский рынок e-com достиг 3,2 трлн рублей в 2020 году (это на 58,5% больше показателя 2019 года). Кроме того, по данным Wunderman Thompson Commerce, 43% клиентов стали лучше относиться к онлайн-покупкам после пандемии.
Вынужденные изменения в повседневной жизни людей сильно повлияли на потребительские паттерны, волнами формируя новые тенденции. Скачок продаж (разной степени) произошел у многих категорий товаров, начиная с лекарств и медицинских изделий/услуг, средств личной гигиены, бытовой химии и продуктов питания, заканчивая одеждой, косметикой, детскими товарами и так далее. Многие категории товаров стали чаще и больше покупаться онлайн — на конференции «Рунет 2020: итоги года» Борис Овчинников, директор исследовательского агентства Data Insight, сообщил , что количество заказов на российском рынке онлайн-ритейла выросло на 78%, и в прошлом году потребители совершили 830 млн покупок через интернет.
Началось с ажиотажа вокруг масок и санитайзеров и нездорового интереса к туалетной бумаге и гречке. После того, как базовые потребности были относительно удовлетворены, люди в необходимом им объеме приобрели товары, которые обеспечили хоть какое-то ощущение безопасности, они озаботились тем, чем занять и развлечь себя на карантине — это запустило новую волну продаж. Активно начали расти различные стриминговые сервисы, онлайн-курсы, тренинги, игровая индустрия, книги и так далее. Помимо этого многие решили заняться ремонтом и повышением комфорта своего жилья, поэтому сильно вырос спрос на товары для строительства и ремонта, мебель и предметы интерьера. Многие предприниматели, которые правильно и вовремя определили потребность аудитории, смогли неплохо заработать.
Прогнозы, которыми делятся эксперты, уверяют в том, что рынок электронной коммерции и дальше продолжит активно и стабильно расти, я разделяю эту позицию. Например, аналитики агентства Data Insight заявляют , что в следующие четыре года темп роста рынка будет выше на 5–6%, чем прогнозировалось до событий 2020-го года: в 2021 году рынок e-com вырастет на 34%, в 2022-м — на 32%, в 2023-м — на 30% и в 2024-м — на 28%. Поэтому, если вы планируете начать онлайн-торговлю или просто запустить новый проект — дерзайте, условия для этого сейчас благоприятные. Вот несколько идей о том, что сейчас стоит продавать в интернете:
Продукты/товары локального производства Тренд на продукты местного производства начался в связи с продуктовыми эмбарго, но в последствии стал у нас очень модным. Уже несколько лет потребители все активнее предпочитают покупать одежду, обувь, косметику, аксессуары, продукты питания, вина и многое другое от российских брендов.
ЗОЖ Все актуальнее становится тема здорового образа жизни, а следовательно растет интерес на товары, которые помогают его вести. Здесь также свое влияние оказала пандемия, люди в целом стали уделять больше внимания вопросу своего здоровья. Поэтому хорошо продается все, что связано с правильным и спортивным питанием, вегетарианством, веганством и сыроедением. Также, когда из-за режима самоизоляции и других ограничений нельзя было посещать фитнес-клубы и спортзалы, всем пришлось заниматься спортом дома — это тоже вошло в привычку и повлекло за собой рост спроса на самые разные спортивные товары (который, разумеется, сейчас не такой высокий, как во время локдауна, но все же стабильный).
Трендовые товары Неплохо можно заработать на продаже трендовых товаров — таких, которыми когда-то были спиннеры и моноколеса, а недавно стали, например, антистресс-игрушки Pop-It и Simple Dimple. Здесь, конечно, стоит понимать, что у такого повышенного спроса часто небольшой жизненный цикл: то есть, когда всплеск популярности пройдет, продажи сильно упадут или станут нулевыми. Но если удастся одним из первых понять новый тренд и оперативно запустить продажи, то это может стать отличной возможностью для недолгого, но хорошего заработка.
Сезонные товары Думаю, здесь понятно — это товары, которые имеют высокий спрос в какое-то определенное время года. Очевидно, что купальники будут лучше продаваться летом, а сноуборды и шерстяные носки — зимой. Но здесь можно копнуть глубже: постараться найти такой товар, который помимо соответствия сезону будет новым, необычным или редким.
Как пример, приведу опыт своего друга, который на продаже недорогих приспособлений для сбора ягод заработал за один сезон на Porsche Cayenne. Понимаю, что звучит как типичная рекламная «история успеха», но ситуация реальная. На международной выставке товаров народного потребления в Китае он увидел стенд с ручными комбайнами для сбора ягод и решил, что их следует закупить к сезону сбора ягод в России (тогда подобных товаров не было представлено на нашем рынке). Заранее был подготовлен склад и заказана большая партия таких комбайнов. В итоге товар пролежал там полгода, но потом, когда наступил сезон, все было раскуплено за несколько недель по ценам, превышающим рыночные в несколько раз.
Инфопродукты Как я уже говорил выше, на стремительный рост популярности и спроса образовательного и развивающего контента серьезно повлиял режим самоизоляции. Поэтому сейчас в интернете можно найти курс, чек-лист, марафон или вебинар, обучающий чему только возможно. И, как подтверждает статистика Robokassa, этот способ заработка остается популярным — самые высокие показатели объема и количества продаж регулярно у категорий «семинары и тренинги», «образование и литература» и «вебинары». Вот топ продаваемых инфопродуктов:
курсы
темы: ведение Instagram-аккаунта, SMM, реклама, блогинг, астрология, тарология, психология, семья, отношения и другие;
чек-листы
темы: спорт, программы питания, различные упражнения, отношения, психология, рецепты и так далее;
марафоны
темы: потеря веса, духовные практики, осознанность, отношения, танцы, йога, психология и так далее.
Товары для путешествий и туризма Здесь вновь свое влияние оказывает пандемия — люди засиделись и мечтают о путешествиях. Поэтому в 2022 году, если, как мы надеемся, все границы будут открыты, ожидается бум тревел-индустрии. А это значит, что резко вырастет спрос на товары и аксессуары для путешествий: пляжные полотенца, рюкзаки, дорожные подушки, различные умные гаджеты и так далее.
Эти несколько направлений для торговли будут актуальными и потенциально прибыльными в ближайшее время. В любом случае, перед запуском продаж советую тщательно изучить, насколько актуален тот или иной товар, для этого можно использовать, например, Google Trends (он также позволит проанализировать рост/падение популярности продукта в определенном промежутке времени и регионе). Разумеется, только на практике станет понятно, правильно ли был выбран товар, ведь из-за рисков вкладывать много сил и средств на запуск онлайн-продаж нецелесообразно. Здесь может быть полезен сервис Robomarket , с помощью которого можно быстро, бесплатно и легально запустить интернет-магазин с нуля. Сервис позволяет легко создать персональный сайт в конструкторе. Для торговли не понадобится онлайн-касса или подключение эквайринга. Эти вопросы закрывает платежный сервис Robokassa, за что будет брать стандартную агентскую комиссию с проведенных платежей (это станет единственной тратой для продавца). А вопрос фискализации решится автоматически с помощью «Робочеков».
К счастью, сегодня на рынке есть множество решений и инструментов, которые позволяют предпринимателю быстро и легко запустить свой онлайн-бизнес. Изучайте рынок, занимайтесь интересными для себя проектами и не бойтесь тестировать идеи. Всем удачи и спасибо за внимание!