редакции Выбор
Стратегии продвижения на Wildberries и OZON: в чем различие
БУМ В РАЗВИТИИ МАРКЕТПЛЕЙСОВ
Пандемия внесла свою лепту в развитие индустрии — за последние два года мы могли наблюдать стремительный рост онлайн-торговли. Оно и неудивительно — на фоне эпидемиологической ситуации потребители избегали офлайн-магазинов и общественных мест и старались совершать большинство покупок в сети. По данным аналитического агентства Data Insight, за первое полугодие 2021 года на внутрироссийском рынке e-commerce было совершено 675 млн заказов на сумму 1750 млрд рублей.
Особой популярностью среди аудитории сегодня пользуются два игрока ниши:
Wildberries — самый крупный маркетплейс России, который реализует наибольшее количество продаж своим продавцам. Аналитика показывает, что по числу заказов площадка занимает почти треть российского рынка e-commerce. Также Wildberries дает возможность пользователям продавать в крупных странах СНГ и Европы, где оборудовано в общей сложности более 7500 точек выдачи заказов.
Преимущества: стать продавцом на Wildberries может юридическое лицо — комиссия для него составляет 19%. Маркетплейс демонстрирует высокий уровень продаж по сравнению с другими российскими платформами. На площадке реализована удобная связь с поддержкой.
Минусы: неудобный личный кабинет. Сбои в работе склада: расхождения и задержки оприходования, а также связанные с ними убытки, которые не покрываются платформой.
Ozon — существует на российском рынке более 22 лет, платформа была основана в 1998 году. Количество продаж на площадке ежегодно растет на 80-100%. Аудитория маркетплейса насчитывает более 30 млн пользователей в месяц.
Преимущества: стать продавцом на Ozon может юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на упрощенной системе налогообложения. Комиссия составляет 15-18%.
Минусы: склад находится в Твери и часто не справляется с нагрузкой, а также отсутствует быстрая связь со службой поддержки.
Рассмотрим стратегии продвижения на обеих площадках более подробно.
РЕКЛАМА
Ozon для продвижения использует внешнюю и внутреннюю рекламу, а также акции и рекламные кампании на платформе.
Внешние каналы привлечения на страницу Ozon:
- Контекстная реклама — используется при условии уже раскрученного, проверенного или очень сложного и нового товара. Ведет клиента на лендинг с подробным описанием, отзывами и видеообзором продукта, а затем «перекидывает» на Ozon.
- Таргетированная реклама с переходом на страницу в Instagram (где происходит прогрев) и далее на карточку товара — отличный инструмент для быстрого увеличения трафика.
- Реклама через инфлюенсеров ― прогрев с ссылкой на Ozon. Хорошо подходит для новых товаров на рынке.
- Реклама в сообществах Вконтакте, Telegram — нативно рассказывает о преимуществах продукта.
- Рассылка по email — для нее важно иметь лояльную email-базу, которая активно пользуется Ozon.
Внутренние инструменты для продвижения:
- Реклама товаров на страницах категорий, карточках товаров и в результатах поиска. Удобный и простой инструмент продвижения — подходит для первичной раскрутки продукта.
- Медийная реклама — баннеры с рекламой товаров, магазина, бренда или акции на главной странице Ozon, страницах категорий и карточке товара. Использовать стоит, когда товары имеют отзывы и рейтинг.
- Продвижение в поиске — это возможность быстро поднять товар в каталоге при помощи заданной ставки. Запускать лучше при наличии хороших отзывов.
- Заявки на маркетинг — позволяют использовать маркетинговые инструменты вне личного кабинета без заключения дополнительного договора. Такой вид продвижения рекомендуется использовать с бюджетом на рекламу от 200 000 рублей в месяц.
Дополнительные методы:
- Публикация видеообзоров.
- Построение и реклама бренда.
- Увеличение первичных продаж за счет более низких, чем на других платформах, цен.
Wildberries предполагает схожие способы и инструменты для продвижения на платформе.
Внутренняя оптимизация: это условно-бесплатный способ продвижения, в котором нужно непосредственно работать с магазином: повышать его рейтинг, качественно оформлять карточки товара, набирать положительную репутацию и отзывы.
Привлечение платного трафика из внешних источников: социальных сетей, контекстной рекламы, таргетированной рекламы и прочих.
Платная реклама внутри маркетплейса Wildberries:
- Баннерная реклама — размещается на главной странице, в категориях, в выпадающем меню, в разделе акций. Носит имиджевый характер. Подходит для известных крупных брендов с уже сформированной аудиторией.
- Промостраницы и shop in shop — направлены на привлечение внешнего трафика и подходят для продавцов с большим ассортиментом.
- Реклама в карточках конкурентов — отображается в блоке «С этим товаром покупали», который расположен в нижней части карточки. Привлекает внимание, выгодно подчеркивает товар на фоне другого бренда.
- Продвижение через социальные сети Wildberries — один из самых малозатратных видов рекламы. Используется, когда необходимо продвижение конкретного товара.
- Реклама на Wildberries по ключевому слову — покупается по принципу аукциона, и если есть много конкурентов, которые уже запустили рекламу по конкретным словам, то на первом месте будет тот, кто указал большую стоимость в 1000 просмотров.
ВОСТРЕБОВАННЫЕ НИШИ И ТОВАРЫ ДЛЯ СТАРТА
Самые востребованные категории товаров на Ozon:
- Одежда
- Товары для мам и детей
- Красота и здоровье
- Товары для дома
- Книги
- Аптечные товары
- Продукты питания.
Товары, подходящие для старта продаж на Ozon:
- Товары массового повседневного спроса — предметы первой необходимости всегда имеют повышенный спрос у аудитории.
- Одежда — с учетом текущей ситуации в мире, эта категория значительно усилила позиции в e-commerce.
- Предметы для хобби, творчества и досуга — конкурентная, но очень перспективная ниша. За последний год товары из категории «Хобби» на маркетплейсах стали покупать в 5 раз чаще.
- Техника и электроника — с 2020 года на рынке наблюдается повышенный спрос.
- Спорттовары — спрос резко поднялся вверх из-за пандемии.
- Детские товары — особо ходовая категория практически на любых онлайн-площадках.
- Косметика и парфюмерия — за последний год продажи выросли в объемах на 30%.
Самые востребованные категории товаров на Wildberries:
- Товары для дома и уюта
- Детские товары
- Красота и здоровье
- Аксессуары
- Товары для взрослых 18+.
Товары, подходящие для старта продаж на Wildberries:
- Одежда и обувь
- Аксессуары
- Товары «невидимого» спроса — те, которыми потребитель пользуется каждый день, но не придает им особое значение
- Детские товары
- Средства для уборки
- Товары для дома и уюта
- Кухонная утварь
- Продукты
- Товары для досуга и творчества
- Приспособления для удаленной учебы и работы (канцелярия, веб-камеры, гарнитуры, кольцевые лампы).
ВЫВОДЫ
Как мы можем увидеть, стратегии продвижения товаров на маркетплейсах Wildberries и OZON схожи между собой. Основные различия состоят только в комиссиях за продвижение конкретных групп продуктов и в функционале самих маркетплейсов. Категории товаров, удачные для реализации, также практически совпадают.
Однако, выбирая ту или иную платформу, необходимо понимать особенности работы с каждой из них: тренды товарного бизнеса, спрос на конкретную категорию товара, покупательская способность и условия сотрудничества. Для наиболее эффективной реализации продукта требуется более внимательно изучить тонкости взаимодействия с той или иной площадкой.
На образовательной платформе для получения востребованных удаленных профессий ToDoo.ru можно узнать необходимую информацию о работе с маркетплейсами на курсах: «Специалист по продвижению товаров в Wildberries» и «Специалист по продвижению товаров в OZON». В процессе обучения студенты учатся работать с конкретной площадкой, загружать и редактировать карточки товаров, управлять продажами, работать с поставщиками, упаковывать и доставлять товары, общаться с клиентами и много другое.
Подробнее о проекте: