Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
1 034 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Лингвистическая экспертиза: нужно ли защищать свою деловую репутацию в суде и как это сделать правильно?

Деловая репутация – это имидж, комплекс ассоциации, которые возникают у субъектов бизнеса (потребителей, контрагентов, импортёров и пр.), когда речь идёт о конкретном юридическом лице.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

По данным Института судебных экспертиз и криминалистики в октябре Верховный Суд РФ (далее — ВС РФ) изучил жалобу от компании-продавца детских игрушек. Компания поставляла игрушки, которые сама же и производила под фирменной маркировкой.

Однажды компания увидела в продаже пазлы и мозаики, точь-в-точь повторяющие их собственные. Она подала иск к продавцам и импортёрам с требованием возместить компенсацию за нарушение исключительных прав.


Почти сразу компания узнала, что некий патентный поверенный выслал по электронной почте ответчику письмо. В письме он упоминал о многолетней «успешной борьбе» в судах с компанией-производителем. Он также указывал, что компания фальсифицирует доказательства, в том числе касающиеся её авторских прав. В последнем абзаце письма он предлагал свои профессиональные услуги ответчику.

Деловая репутация — это имидж, комплекс ассоциации, которые возникают у субъектов бизнеса (потребителей, контрагентов, импортёров и пр.), когда речь идёт о конкретном юридическом лице.

Компания решила отстоять свою деловую репутацию и подала в суд еще и на поверенного (см. дело № А41-54681/2020).

Иск компании к поверенному о защите деловой репутации, который рассматривали областной и окружной арбитражные суды, а также 10 ААС, содержал такие требования:

· Признать несоответствующим действительности и порочащими деловую репутацию сведения, которые поверенный изложил в своих электронных письмах.

· Поверенный обязан разослать по адресатам электронных писем опровержение порочащих деловую репутацию компании сведений.

· Поверенный обязан опубликовать опровержение недостоверных сведений на главных страницах двух сайтов: патент.рф и patent.msk.ru.

Суды трёх инстанций отказали компании в удовлетворении иска. Во-первых, компания-производитель не подтвердила, что её деловая репутация в принципе сформирована, а, соответственно, и то, что на ней негативно могли отразиться разосланные электронные письма (например, что потребители перестали покупать их игрушки). Во-вторых, компания не доказала порочащий характер сведений в письме. Наконец, предоставленное заключение эксперта-лингвиста не отвечает требованиям допустимости и достоверности.

Экспертное заключение — это одно из доказательств по делу. Суд оценивает его с точки зрения трёх качественных характеристик: относимости, допустимости и достоверности (см. ч. 2 ст. 71 АПК РФ).

ВС РФ изучил материалы дела и передал дело в Экономколлегию ВС РФ (см. определение ВС РФ). Экономколлегия встала на сторону компании-производителя, защищающего свою деловую репутацию. Решения нижестоящих инстанций отменили. Дело заново будет рассматривать областной суд.

Это решение, по мнению представителей профсообщества, стало резонансным и важным для судебной практики. Ранее личные почтовые сообщения суд не рассматривал как формат публичного распространения информации.


Как понять, что именно эти сведения порочат репутацию?

В правовой практике есть три признака порочащих деловую репутацию сведений. И вот какие:

1. Это заведомо недостоверная, ложная информация.

2. Информация порочит деловую репутацию, то есть может негативно отразиться на бизнесе. Например, потребители не будут покупать товар, контрагенты будут избегать сделок и пр. Порочащей может быть информация о вашей недобросовестности, противозаконных действиях, нарушении деловой этики и пр.

3. Информация была распространена. Например, появилась в соцсетях, на радио, в печатных изданиях или, как мы видим из примера выше, её распространили по электронной почте.

Сумма этих признаков становится основой иска. Если хоть один из признаков отсутствует, суд не удовлетворит иск.

Узнать больше о том, что понимается под каждым пунктом можно в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 3.

Суд будет рассматривать только такие дела, в которых можно проверить оспариваемую информацию.

В какой суд обращаться?

Дела о защите деловой репутации рассматривает арбитражный суд.

Согласно ч. 7 п. 6 ст. 27 АПК РФ, в компетенции арбитражных судов рассмотрение «споров, связанных с защитой деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности». При этом неважно, кто именно будет спорить — юридическое лицо, ИП, организация или простой обыватель.

Как понять, обращаться ли мне в арбитраж или суд общей юрисдикции для защиты деловой репутации? Ключевой критерий разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами — экономический характер правоотношений. Если порочащие сведения влияют или могут повлиять на ваш бизнес, вам — в арбитражный суд.

Адресатами исков о порочащей деловую репутацию информации чаще всего бывают к: СМИ (газеты, журналы, онлайн-издания и пр.), авторам распространённых сведений и должностным лицам.


Как защитить свою деловую репутацию в суде?

Начнём с основного. Доказать распространение порочащих деловую репутацию сведений и их несоответствие действительности должен истец. Ответчик может доказать, что эти сведения соответствуют реальности.

Предположим, что суд своим решением установил некоторые обстоятельства (о мошенничестве, фальсификации документов и пр.), в таком случае распространённые об этом сведения не будут являться порочащими деловую репутацию.

Итак, вы убеждены, что некто распространил порочащую, не соответствующую действительности информацию о вас и вашем бизнесе. Вы знаете, что вправе подать иск в арбитражный суд. Как к нему подготовиться?

1. Зафиксировать факт распространения порочащей информации. Например, сделать скриншоты онлайн-страниц и удостоверить их у нотариуса.

2. Проконсультироваться с экспертной организацией и заказать досудебную лингвистическую экспертизу. Имея на руках оформленную и оценённую экспертом-лингвистом аргументацию о факте распространения порочащей деловую репутацию информации, у вас на старте будет сильная позиция в суде.

3. Подать иск. Есть несколько вариантов требований по искам о защите деловой репутации. Давайте рассмотрим все:

—  Опровержение. Где смотреть: ч. ч. 1-2 ст. 152 ГК РФ. Особенность: ответчик должен опровергнуть порочащую информацию тем же способом, которым он её распространил, или другим аналогичным.

—  Удаление информации, в том числе из интернете. Где смотреть: ч. ч. 4-5 ст. 152 ГК РФ. Особенность: возможно, когда опровержение нельзя донести до всех, а порочащие сведения уже широко известны.

—  Возмещение убытков. Где смотреть: ч. 9 ст. 152 ГК РФ.

—  Опубликование своего текста. Где смотреть: ч. 2 ст. 152 ГК РФ.

—  Замена или отзыв документа. Где смотреть: ч. 3 ст. 152 ГК РФ. Особенность: удаляет или отзывает документ тот же орган или лицо, которое его направляло.

Пример искового заявления

В Арбитражный суд

Истец: ____________________ (наименование, ИНН, ОГРН)

адрес:

телефон/факс:

е-mail:

Ответчик ____________________ (наименование, ИНН, ОГРН) адрес:

телефон/факс:

е-mail:

Госпошлина: ______ (___________) рублей

Исковое заявление о защите деловой репутации юридического лица и возмещении убытков

Ответчиком "__"___________ 20__ г. в _______________________________ (указать средство массовой информации _______________________________________________________________ или иные способы распространения сведений, порочащих, по мнению истца, его деловую ________________________________________________ об истце распространены репутацию) не соответствующие действительности сведения, порочащие его деловую репутацию и наносящие ущерб его взаимоотношениям с партнерами, а именно: _____________________________________________________________________ (изложить содержание распространенных сведений, привести конкретные фразы и выражения).

Указанные сведения не соответствуют действительности, поскольку _____________________________________________________________________ (пояснить, почему сведения не соответствуют действительности и при желании привести доказательства, подтверждающие изложенные обстоятельства).

В результате действий ответчика наступили последствия, неблагоприятные для истца, в частности ______________________________________.

Кроме того, в результате распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, причинен ______________________ в размере ______ (моральный вред, убытки) рублей. Наличие причинной связи между распространением ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, и возникновением у него _______________ (моральный вред, подтверждается ________________________________________) (привести доказательства наличия причинной связи).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прошу:

1. Признать недействительными, порочащими деловую репутацию истца, следующие сведения: __________________________________________________.

2. Обязать ответчика опровергнуть порочащие деловую репутацию истца недостоверные сведения о ____________________________________ путем ________________________________. (указать порядок опровержения)

3. Взыскать с ответчика __________________ в сумме _____________ рублей, (моральный вред, убытки) причиненные им истцу в результате распространения сведений, порочащих его деловую репутацию.

Приложения:

1. Доказательства распространения порочащих деловую репутацию сведений ______________________________________________________________________ (печатные издания, вырезки или выписка них, протоколы собраний, конференций и т.п. ______________________________________________________________________ с отражением в них выступлений ответчика и др.).

2. Доказательства наличия причинной связи между распространением порочащих сведений и возникшими вредом/убытками.

3. Другие доказательства.

4. Расчет вреда/убытков.

5. Документы, подтверждающие направление ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов (почтовая квитанция, уведомление о вручении заказного письма).

6. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

7. Заверенная копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

8. Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.

9. Текст опровержения.

Руководитель (представитель) _____________ (подпись, печать) «___» __________ 20__ г.

Защитить свою деловую репутацию в суде вы можете в любое время. Исковая давность не будет распространяться на ваше требование (см. 208 ГК РФ).

Выводы

—  У порочащей деловой репутации информации есть три основных признака. Если в вашем иске соблюдены все три, только тогда суд примет иск к рассмотрению.

—  Доказать распространение порочащих деловую репутацию сведений и их несоответствие действительности должен истец. Ответчик может доказать, что эти сведения соответствуют реальности.

—  С иском о защите вашей деловой репутации следует обращаться в арбитражный суд.

—  Вы праве требовать опровержения, замены и отзыва документа, возмещение убытков, удаление информации. Вы также можете опубликовать свой вариант текста.

—  Укрепить свою позицию в суде по делу о защите деловой репутации поможет лингвистическая экспертиза.

Материал подготовлен: Александр Третьяков, Институт судебных экспертиз и криминалистики

Источники:
1. https://ceur.ru/library/articles/jekspertiza/item100421/
2. https://vc.ru/u/607551-alex-tretyakov/202123-lingvisticheskaya-ekspertiza-kto-i-kak-delaet-glavnye-voprosy
3. https://zakon.ru/blog/2021/09/21/lingvisticheskaya_ekspertiza_zachem_nuzhen_ekspert_v_delah_ob_oskorblenii_i_chem_on_mozhet_pomoch

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.