Подключайся напрямую! Уйдя в начале марта из России, иностранные сервисы бронирования запустили процесс передела рынка. Есть что делить: доля одного только Booking составляла 80%, а вместе с остальными покинувшими РФ компаниями (Airbnb, RoomGuru, Skyscanner и другими) — около 90%.
Однако никакого краха в туриндустрии из-за этого не произойдет, уверены эксперты. Во-первых, базы этих сервисов не уникальны: большинство находившихся в них объектов размещения имеются и в других, прежде всего в российских, базах. Например, если брать только отечественные средства размещения, то их в списках Booking было около 180 тысяч, а у «Яндекс.Путешествий» — примерно 60 тысяч только отелей, кемпингов и хостелов, не включая квартиры. Столько же у Travel.rzd, около 40 тысяч — у 101Hotels.com и т.д.
Основатель компании Bnovo Валентин Микляев отмечает: «Сегодня мы видим перераспределение каналов. На данный момент подавляющее большинство туристов бронируют отели напрямую — доля прямых бронирований через модуль бронирования выросла с 11% до 46%. При этом пока уход зарубежных ОТА не повлиял на загрузку гостиниц, которая с 5 по 10 марта 2022 года практически не изменилась по сравнению с прошлым годом».
По словам Валентина Микляева , после ухода Booking среди отельных ОТА сейчас лидирует «Островок». В структуре продаж Bnovo за год вырос в 31 раз — до 37,2%.
Конечно, из-за нарушения привычной схемы многие отельеры растерялись, не смогли быстро переориентироваться на другие сервисы бронирования. Чтобы помочь им справиться с возникшими проблемами, Bnovo запустила совместные акции поддержки с несколькими партнерами. В частности, это акции с компаниями 101Hotels.com и «Яндекс.Путешествия».
Кроме того, Bnovo помогает тем объектам, которые работали без автоматизации: им сейчас сложнее всего. Например, компания консультирует отельеров, рассказывая, какие ОТА работают с самозанятыми и с апартаментами, а какие только с отелями. Тем, у кого нет большого опыта работы на рынке, Bnovo помогает разобраться в том, какие варианты онлайн-продаж есть помимо Booking и Airbnb.
Крым уже на пределе То, насколько 2022 год окажется успешным для туриндустрии, зависит от развития политической и экономической ситуации в стране и в мире, считает Сергей Ромашкин, вице-президент Ассоциации туроператоров России, гендиректор туроператора «Дельфин». По его информации, в конце февраля продажи во внутреннем туризме на лето упали на 50%. В нестабильной обстановке люди стараются снизить расходы, поясняет Сергей Ромашкин.
Государство продолжает поддерживать внутренний туризм: например, кешбэк за поездки по России продлен на 2022 год. Но большинство россиян отправляются по уже привычным маршрутам: летом 60% туристов едут на море, а не на Алтай, Хакассию или на Камчатку. При этом традиционные курорты — Крым и Сочи — уже близки к пределу загрузки, поэтому нужно активнее развивать новые направления, уверен Сергей Ромашкин.
Правительство РФ уже объявило о налоговых льготах для гостиничных инвесторов (обнуление НДС на пять лет), но открытие новых объектов — отдаленная перспектива. Действующим отелям стоит подумать о своем продвижении, налаживать как можно больше связей с туроператорами, сервисами бронирования, подключать технические решения, помогающие привлекать клиентов.
Заграничный туризм жив Хотя большинство привычных зарубежных направлений теперь закрыто для россиян, но ставить крест на выездном туризме рано, утверждает гендиректор компании Space Travel Артур Мурадян. Например, по-прежнему доступны для граждан РФ Турция, Египет, Бразилия, Вьетнам, Доминикана, Индия, Куба, Мальдивы и другие страны.
Причем часть из них даже станет дешевле: так, в Египте изучают вопрос об отсрочке повышения минимальной цены проживания в отелях, запланированного на май. Это связано с тем, что турпоток в Египет в значительной степени обеспечивали Россия и Украина, в этом году он, как ожидается, может упасть на 30-40%. Поэтому власти Египта думают о том, как привлечь туристов.
Правда, остается пока нерешенной финансовая проблема: Банк России ограничил обналичивание валюты, а зарубежные банки не принимают российские карты. Нужно налаживать прямые межбанковские платежи, считает Артур Мурадян. Туроператорам пора переходить на прямые финансовые отношения с банками, по максимуму исключая систему банков-корреспондентов: это тоже поможет решить проблему, полагает эксперт.