Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
1 221 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Чему учить сотрудников в условиях неопределенности

Когда мы говорим о soft skills, чаще всего имеем в виду, например, умение организовать свое время, поддерживать дисциплину и мотивацию. Как правило, soft skills достаточно сложно измерить. Сегодня рассмотрим, нужно ли обучать сотрудников этим навыкам и как оценить эффективность.

Идея развития мягких навыков, или soft skills, обычно ассоциируется с процессом саморазвития. В какой-то момент была очень модной фраза «стать лучшей версией себя».


Елена Тихомирова, CEO компании eLearning center

Когда мы обучаем чему-то в области, скажем, охраны труда или информационной безопасности, мы легко можем оценить эффективность. Например, мы можем зафиксировать, какое количество нарушений было за определенный период, предшествовавший обучению. Предположим, это было 5 нарушений на сотрудника в квартал. После обучения мы можем снова провести фиксацию за аналогичный период. При сравнении мы увидим, что, например, стало 2,5 нарушения на сотрудника в квартал, и тогда сделаем вывод: да, обучение сработало. А может быть, нарушений стало 7 на человека в квартал, соответственно, с уверенностью можем утверждать, что обучение не сработало. По многим так называемым hard skills можно сделать такие замеры. А вот понять эффективность обучения soft skills непросто, это одна из его основных особенностей. Мы учим тайм-менеджменту или навыкам убеждения, тратим на это деньги, и при этом не можем проверить, что изменилось.

В новой реальности, когда мы должны достаточно тщательно следить за затратами, как правило, от такого обучения отказываются в первую очередь. Эффективность непонятна, к тому же кажется, что это такие темы, без которых вполне можно жить. Если какие-то области в обучении сокращаются, то это точно будут не те, которые связаны с безопасностью, с большой вероятностью это будут soft skills.

Зачем вообще нужны soft skills?


Нужно ли обучать им сотрудников? Первый ответ, который напрашивается: чтобы человек был более эффективен, чтобы было меньше конфликтов в коллективе, чтобы коммуникация была более комфортной. Это все правильно, это так, но это еще не все. Если в компании меняется направление деятельности, если нужно подстраиваться под изменения рынка, то, естественно, возникает задача переобучения людей под новые задачи. Нам нужно подготовить сотрудников к тому, чтобы они начали работать по-другому, освоили новый инструментарий, новые технологии, новые подходы. Для того чтобы это эффективно произошло, каждый человек должен уметь меняться, учиться, переобучаться. Это умение строится на наборе так называемых мягких, гибких навыков. Если они не развиты, то переобучение более масштабное, касающееся, в том числе, hard skills, не произойдет.

Давайте посмотрим, какие навыки необходимы для эффективного переобучения и работы в условиях изменений.

  1. Умение учиться. Уметь учиться — только на словах звучит достаточно просто. На самом деле, если мы каскадируем этот навык, разложим его на составляющие, на то, что человек должен уметь делать, то увидим и навык самодисциплины, и навык самомотивации, и управление временем. Когда речь идет о переквалификации большого количества людей, мы точно не сможем с каждым в отдельности заниматься, люди должны уметь сами себя мотивировать, сами себя поддерживать, сами управлять своим временем. Значимое обучение не отменяет того, что человек работает на своей должности и должен продолжать выполнять свои обязанности. HR готовит обучение, создает контент, который может быть абсолютно прекрасным, но если люди не готовы к самому процессу обучения, не могут организовать свое учебное пространство, то и обучение пройдет с гораздо меньшей эффективностью.
  2. Готовность к изменениям. Это тоже относится к soft skills и тоже раскладывается на достаточно большой спектр навыков и ментальных установок (убеждений, которыми руководствуется человек).
    — Ментальные установки роста и развития. Они хорошо описаны в книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Это внутренняя уверенность человека, что он может развиваться, расти, научиться чему-то новому. Огромное количество учебных инициатив разбиваются вовсе не о недостаток мотивации, а об убежденность людей в том, что их уровень знаний сложно изменить, что они не могут вырасти, стать лучше, не смогут действовать иначе, что им вообще больше ничего не надо. Ментальные установки развития являются одной из основ переподготовки, и вообще обучения чему-либо новому. Если эти установки не сформированы, если человек не открыт новому, то обучение будет менее эффективным.
    — Понимание самого процесса изменений. Любой человек, работающий в компании, которая сталкивается с изменениями, должен понимать, как устроены изменения: как люди себя чувствуют, как реагируют, как нужно правильно относиться к изменениям.
  3. Умение действовать в условиях неопределенности. Есть такие soft skills, которые требуются компании, чтобы пройти период изменений наименее болезненно. Если вследствие экономических, политических ситуаций компанию начинает штормить, то прежний, всем понятный курс меняется, начинается зона турбулентности и вместе с ней зона высокой неопределенности. Как только сотрудники попадают в зону неопределенности, каждый из них в отдельности, а значит и вся компания в целом, испытывают большой стресс. Человеку в условиях неопределенности крайне некомфортно — мы все стремимся к повышению уровня определенности в своей жизни. Кроме того, мы должны действовать быстро, проводить переподготовку в плановом режиме невозможно. В такой ситуации помогут определенные навыки и установки, которые можно объединить под названием «умение действовать в условиях неопределенности». Что сюда можно включить? Как эту группу можно декомпозировать?
    — Во-первых, это эмоциональный интеллект. Когда в компании происходят любые перемены, когда происходит любая дестабилизация привычного уклада, эмоциональный интеллект, эмпатия, умение понимать друг друга, принимать разные позиции чрезвычайно важны. Кажется, что в кризисной ситуации обучение эмоциональному интеллекту — это роскошь. Но это не так. Эмоциональный интеллект — это очень практичная, прагматичная дисциплина. Люди, которые овладевают навыками эмоционального интеллекта, намного спокойнее относятся к изменениям, готовы понимать коллег, готовы воспринимать позицию компании. Это все имеет на самом деле и экономический смысл, потому что любая конфликтная ситуация в компании имеет свою стоимость.
    — Следующий навык — это критическое мышление. Навык критического мышления в текущей ситуации может быть навыком № 1 среди тех, которые нужно развивать у сотрудников. Люди в состоянии напряжения принимают неэффективные, «плохие» решения, и у них тоже есть своя цена, за них тоже потом приходится платить. Критическое мышление — это взвешенное отношение к информации, умение перепроверять в различных источниках полученные данные. Это навык, который помогает людям работать в условиях неопределенности максимально эффективно, максимально спокойно и качественно.
    — Эффективными коммуникации. В данном случае эффективность коммуникации не в том, чтобы написать клиенту письмо или позвонить и осуществить продажу, хотя все это тоже очень важно. В существующих условиях, когда мы взаимодействуем с людьми, находящимися в стрессе и в напряжении, эффективность, качество и точность коммуникации имеет огромное значение. Сейчас неэффективная коммуникация может привести к конфликтам, к потере контакта. Этот навык нельзя недооценивать. Как только начинается турбулентность и стресс, люди склонны к потере эффективности коммуникации: больше эмоциональной окраски появляется, больше оценочных личных суждений. Это все может разрушить качественную деловую коммуникацию. Если мы в непростые времена сумеем поддерживать эффективное взаимодействие между сотрудниками в компании, а также с клиентами и партнерами, то это обеспечит компании дополнительную стабильность и конкурентоспособность.

Эти три группы навыков, которые принято называть soft skills: умение учиться, готовность к изменениям, умение действовать в условиях неопределенности — могут казаться неким излишеством, когда нужно действовать и выполнять более прозаичные задачи. На самом деле они сильно влияют на то, насколько компания стабильна и насколько она в состоянии выжить в непростые времена.

Умение взять себя в руки, действовать ровно и спокойно — это база. Шансов на то, чтобы выстоять, выжить и сохранить свою позицию на рынке больше у тех компаний, которые делают меньше лишних движений, работают вдумчиво и совершают меньше ошибок.

Разве можно в текущих условиях вести речь о том, чтобы увеличивать затраты на обучение?


Это очень логичный вопрос. Важно увидеть на него правильный ответ. Обучение мягким навыкам — это не дорого. Дорого обучение под конкретные уникальные потребности компании, которое нужно разрабатывать на основе уникального опыта, обучение, для которого нужно привлекать уникальных специалистов. Soft skills — это не дорого. Во-первых, потому что подавляющее большинство информации по soft skills можно получить из открытых источников. Можно сделать подборку надежных источников (статьи, видео), обозначить, на что обратить внимание и отправить сотрудникам. В терминах обучения это называется «курируемый контент». Можно эту подборку отправить сразу всю, а можно частями. Частями лучше, потому что тогда мы сможем действовать еще и в логике интервального обучения.

Кроме того, есть масса готовых решений. Конечно, они будут стоить каких-то денег, но, как правило, их цена сопоставима с ценой обучения двух-трех сотрудников на очном тренинге. Иногда можно за небольшие деньги подключить сотрудников к какому-то вебинару.

Самое главное — смотреть на обучение soft skills здраво. Его ни в коем случае нельзя вычеркивать, потому что это обучение — условие для развития компании. Если мы откажемся от развития soft skills у сотрудников, то мы лишим их необходимой базы для построения чего-то нового.

Но и тратить большие деньги не стоит. Сейчас не то время, когда нужно искать особого специалиста по эмоциональному интеллекту, который специально для вас разработает уникальный тренинг. Если есть ресурсы, то можно, конечно. Но в первую очередь необходимо думать о простых и прагматичных решениях. Пусть это будут хорошие статьи, доступ к книгам, организация книжных клубов, корпоративная библиотека. Главное, чтобы был фокус на развитие этих навыков, чтобы эти навыки не выпали из поля зрения. Компания, которая принимает решение на это не обращать внимания, на самом деле теряет, и теряет не в развитии каких-то отдельных компетенций, а в своей способности развиваться, переучиваться, доучиваться, разучиваться и учиться заново. Система этих навыков нужна, чтобы компания была готова к непрерывному и качественному развитию.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Маргарита 143073
Нужные навыки, вне зависимости от профессии !)
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.