ЧТО БУДЕТ С WILDBERRIES И ДРУГИМИ МАРКЕТПЛЕЙСАМИ В 2023
Все помнят, что огромный скачок Wildberries совершил во время пандемии. В 2019 году оборот компании составил 191 млрд. руб. 2021 году 844 млрд. руб. за год. В первом полугодии 2022 г. оборот маркетплейса увеличился на 94% год к году — до 628,7 млрд руб. Ежедневно сайт продолжают посещать в среднем 2 млн. покупателей, которые совершают более 150 000 заказов. Розница не успевает за электронной торговлей и рост e-com только увеличивается. Но проблемы с логистикой, сменой поставщиков, смена места жительства как продавцов, так и покупателей.
Что меняется в связи с военной операцией на Украине и санкциями
Обстоятельством, значительно влияющим на рынок маркетплейсов, стала массовая эмиграция IT-специалистов из России: по данным АНО «Информационная культура» количество уехавших с февраля 2022 года из страны айтишников превышает 100 тысяч человек. 31% российских IT-специалистов уже переехали в другую страну или планируют релокацию в течение ближайшего года, сообщает Forbes, со ссылкой на опрос компании Ventra, проведенный в начале сентября. В компании отмечают, что после 21 сентября, когда в России объявили частичную мобилизацию, их доля выросла.
Онлайн-торговля — отрасль крайне зависима от IT-инфраструктуры, и кадровые проблемы в этой сфере быстро сказываются на операционных процессах. Флагманы маркетплейсов свернули планы по развитию и сконцентрировались на поддержке существующих инструментов. Появление контрафакта
Параллельный и серый импорт неизбежно приводит к ужесточению контроля над контрафактом. Авито уже запустила сервис проверки подлинности брендовой обуви и сумок для продавцов. Правда, пока каждый товар будут оценивать по фотографиям, что сомнительно для проверки на уникальность. После успешного прохождения проверки в объявлении появится специальный значок «Оригинал».
С 1 марта 2023 года онлайн-платформы начнут нести ответственность за отказ в передаче сведений в систему «Честный знак» и продажу контрафактной продукции. Таким образом, агрегаторы будут маркировать реализуемый товар, даже если он не хранит эти товары на складе, как это делают крупные владельцы маркетплейсов, например Ozon или Wildberries.
Яндекс Маркет уже разрешил всем продавцам торговать уценкой, б/у товарами и витринными образцами. Такие товары уже могут продавать любой магазин, который торгует по модели FBS, «Экспресс» или DBS. По FBY пока можно будет продавать только одежду и аксессуары. Маркетплейсы уверяют, что создали серьезную систему контроля. Это и искусственный интеллект, выявляющий и блокирующий контрафакт, и обмен информацией о недобросовестных продавцах, помогающий сдерживать распространение подделок, уверяют в пресс-службе Wildberries. Планируется запуск сервиса «Цифровой арбитраж»: к дополнительному мониторингу подключатся правообладатели.
Борьба за клиента
Топ-3 проблем работающих на маркетплейсах предпринимателей: высокие комиссии, сильная конкуренция и сложности с продвижением товаров.
Площадки активно вынуждают продавцов установить минимальную цену на товар. Например, «Яндекс.Маркет» оказывает давление на партнеров, чьи цены посчитали как высокие по индексу. В «Яндексе» даже добавили инструмент под названием «Стратегия», чтобы цены снижались автоматически, без участия продавца, или совсем скрывают товар из витрины.
Со второго квартала 2021 года по второй квартал 2022 года количество продавцов на маркетплейсах выросло в 3 раза. Продавцы на маркетплейсах имеют высокий уровень благосостояния: в среднем они тратят по личным картам на 77% больше, чем другие розничные клиенты Тинькофф. 97% опрошенных продавцов маркетплейсов ведут бизнес в одиночку либо в компании со штатом до 5 человек. Через год работы четверть продавцов выходят на дополнительные площадки, а через два года уже 50% начинают работать с несколькими маркетплейсами. С каждым новым подключенным маркетплейсом обороты продавцов растут в 2–3 раза. Wildberries — самая популярная площадка: на ней продают товары больше половины селлеров.
Что будет с Aliexpress.ru
Глобальная виртуальная площадка замерла и начала сворачивать своё присутствие в России.
Маркетплейс сокращает персонал, теряет партнёров и поставщиков, инвесторы выходили из проекта, сворачивается строительство логистического терминала в Екатеринбурге, на стопе маркетинговые кампании. Основной причиной стагнации стало сопротивление параллельному импорту, который активно осваивают Ozon и Wildberries.
Напомним, что Alibaba — публичная компания, она торгуется на нью-йоркской фондовой бирже, имеет много взаимосвязей с американским рынком и институтами. Пока политическая ситуация остаётся неопределённой, развития не будет.
Предлагаем обсудить, какое будущее, по вашему мнению, ждет бизнес на маркетплейсах.
https://www.marketguru.io/