(откройте картинку в новой вкладке для просмотра схемы в увеличении)
Есть цикл верификации проблемы, цикл верификации решения, цикл тестирования маркетинговых каналов и цикл эволюции продукта. Но в самом начале, перед тем, как мы начинаем все это выстраивать, нам нужно собрать пререквизит.
С авторским инструментом Product Vision Board можно ознакомиться здесь . Что такое пререквизит? Как он появился? Изначально мы пытались все то, что вы видите на схеме выше, внедрить в компании. Но, как это часто бывает, все пошло не по плану. Все потому что у нас не было информации о том, куда и что именно мы внедряем. Затем мы нашли для себя 3 простые вещи, на которые нам стоит смотреть:
1) Ключевые метрики в работе команды на данный момент
2) Текущая воронка и почему она именно такая
3) Какие ресурсы сейчас есть у команд и компании в целом
Что мы решили сделать? Во-первых, создали крутые инструменты для диагностики, которыми успешно пользуемся до сих пор. Во-вторых, сделали несколько отдельных пространств, где собирали инструменты и артефакты. Через эти пространства члены команды доносили идеи до менеджмента и коммуницировали между собой. Далее мы начали интегрировать все это в ежедневную работу. Из явных плюсов: смогли собрать все для работы команды и сделали инструменты диагностики.
Увы, но в работу это не пошло. Потому что артефактами и информацией было сложно и неудобно пользоваться. Кроме того, сбор информации и артефактов занимал очень много времени, иногда доходило до 1,5 месяцев. Менеджменту и команде это явно не нравилось, т. к. мы тратили ресурсы, хотя можно просто выпускать фичи и радоваться жизни. Более того, у нас не были выстроены процессы синхронизации и актуализации информации.
Почему это не работало? Мы стали искать узкое место — причину, по которой нововведения не работали. Вот что выявили:Скриншот с доклада на кемпе
Ключевая проблема — команда и менеджмент совершенно по-разному понимают цели, даже на уровне терминологии. Недопонимание выявили и в вопросе понимания рынка, клиентских сегментов и продукта в целом. Люди просто называли один и те же вещи по-разному, что вызывало споры и тормозило работу. Ко всему прочему, менеджмент переоценивал реальные возможности команды. Там думали, что у команды очень много ресурсов.
С целью решения проблемы мы пошли в Интернет и сходили к нашим коллегам. Обнаружили интересную концепцию от Романа Пинчера — Product Vision Board. Эта концепция логично все собирала в одно место, этим можно было бы пользоваться, но в наших реалиях это, увы, не работало. Мы решили пересобрать концепцию так, как ее видим мы в реальности — в МТС и других командах.
Какие задачи мы решали? 1) Собирать всю необходимую информацию всего за 1 неделю и сразу начинать работу.
2) Актуализировать состояние продукта и команды силами самой команды и менеджмента, чтобы все могли честно посмотреть на текущие результаты, получить инсайты и т. д.
3) Дать возможность команде посмотреть на продукт сверху, чего всегда не хватает, пока команда вечно куда-то бежит и вообще находится в коконе своего продукта. При этом менеджменту нужно дать возможность посмотреть на продукт изнутри.
4) Выстроить результативную коммуникацию между командой и менеджментом. Именно из проблем в коммуникации вырастают все те проблемы, о которых мы говорили выше.
Что у нас получилось? Мы создали инструмент, который действительно у нас работает. Ключевые действия:
1) Оставили только то, что нужно и реально используется. Первые вариации Vision Board были довольно большими, но в процессе работы с командой мы их сократили.
2) Смогли найти ценность для команды и менеджмента в одном документе. Как мы это поняли? Команда и менеджмент ссылаются на инструмент, просят выстраивать коммуникацию вместе с ним.
3) Сделали инструмент, на основе которого команда и менеджмент актуализируют, анализируют и принимают решения.
4) Повысили качество работы, коммуникации и достижения целей.
Результаты команд / CPO / VP Скриншот с доклада на кемпе
После применения инструмента команды начинают видеть пробелы и несостыковки, которые есть у них в продукте на уровне стратегии и тактики. Более понятной становится приоритизация, ведь относительно вижн борда можно выстраивать прозрачный бэклог. Причем прозрачный для всех — от вице-президента до разработчиков. У членов команды появляется так называемый helicopter view.
Кроме того, бэклог очищается от всего, что нерелевантно для достижения миссии продукта. Наконец, всем становится четко понятен фокус работы на ближайший месяц / квартал. То есть, вижн борд помогает вам качественнее спланировать ближайший период работы.
Актуальные вопросы о Product Vision Board Вопрос : Есть наблюдение, что инструмент Пинчера может хорошо работать на относительно локальных продуктах. Но во время применения его на большом сервисе либо Core продукте эффективность снижается. Сталкивались ли вы с чем-то подобным?
Ответ : Не заметили, хотя проверили инструмент на большом кол-ве продуктов. У большого продукта может, разве что, появится вопрос емкости формулировок. Больше всего информации появляется на этапе заполнения блока 4 (описание конкретных сегментов). Чем больше сегментов, тем сложнее в них разобраться. Здесь вопрос в том, на что делается акцент в рамках ближайшего месяца/квартала. Ведь мы редко работаем над 5-10-20 сегментами одновременно. Кроме того, у вас 1, 2 и 3 блок борда могут быть статичными, а большие блоки 4 и 5 могут меняться под конкретные функции.
Вопрос : Применим ли артефакт для компаний любого масштаба или есть ограничения?
Ответ : Можно применить его для всей компании, и, если она большая, то и документ будет большим. Либо применить для конкретного продукта или направления внутри компании. Артефакт применим и для стартапов на уровне идеи, которые ставят цель привлечения инвестиций. Потому что часто инвесторам не очень понятна задумка, а стартапер не может ее объяснить.
Вопрос : А если у стейкхоллдера нет видения продукта / компании / стратегии развития? И он предлагает определить видение продакту / команде самостоятельно.
Ответ : Это история про взятие ответственности на себя. Тогда продакт приходит к стейкхолдеру и утверждает вижн без корректировок, но со стейкхолдером также надо согласовать, что любые правки и «хотелки» должны калиброваться с согласованным виженом. Продакт берет на себя ответственность, что очень круто для развития в продукте. Можно сказать, что вы сами начинаете управлять стейкхолдером. Кроме того, если стейкхолдер не имеет своего видения, то вижн борд в таком случае — документ коммита для обеих сторон. Стейкхолдер увидел борд и согласился с тем, что в нем написано.
Вопрос : С какими самыми частыми ошибками сталкиваются команды при заполнении такого борда?
Ответ : Когда пишут сегмент, к которому не привязана проблематика, не учтен контекст. Или когда приписывает одному сегменту проблематику совершенно другого сегмента. Иногда получается рассинхрон. Вот почему не стоит замыкаться в своем коконе — важно «калибровать» вижн с кем-то, кто имеет насмотренность и кто видит эти ошибки.
Подписывайтесь на наш телеграм канал , чтобы не пропускать публикацию свежих материалов