В большинстве случаев, особенно когда речь идет о клиентских продуктах, не рассчитанных на профессиональных пользователей, интуитивность — не прихоть, а насущная необходимость. Рассмотрим, из чего она состоит.
Ключевые элементы интуитивного дизайна Простота. Не надо создавать швейцарский нож и пытаться наполнить продукт всеми возможными функциями, на которые у вас хватило фантазии. Продуктовые решения нужно валидировать через данные, полученные от пользователей продукта. Для этого необходимо отслеживать ключевые метрики, проводить регулярные исследования, собирать обратную связь, и внедрять и поддерживать те фичи — новые функции или инструменты, расширяющие возможности продукта, — которые действительно востребованы.
Предсказуемость. Очень важно, чтобы пользователь мог легко предсказать последствия своих действий в интерфейсе. Если результат разнится с ожиданиями — это говорит о том, что функция спроектирована неправильно. Случаи, когда что-то пошло не так, как ожидал пользователь, ведут к когнитивному диссонансу. Поэтому важно, чтобы у него всегда сохранялось ощущение контроля над ситуацией. Также бывает, что одно действие неочевидно влияет на другие функции. Так быть не должно, потому что это может запутать пользователя и снизить эффективность использования продукта.
Обратная связь. Она необходима, чтобы пользователь всегда понимал, что происходит с интерфейсом. Отклик на действия в программе должен быть логичным и привычным. Условно, не надо добавлять звук колокольчика при нажатии на кнопку «добавить в корзину». Или, например, если происходит загрузка, стоит показать процесс при помощи анимации. Иначе непонятно, интерфейс завис или что-то грузится.
Минимализм. В интуитивно понятном интерфейсе пользователя не отвлекают никакие декоративные элементы. Нет необходимости использовать составляющие фирменного стиля/айдентики компании в цифровом продукте. Люди и так понимают, какое приложение они запустили и в целом находятся в контексте. Использование ярких акцентов, просто чтобы добавить корпоративный цвет или логотипы на каждом экране, отвлекают от ключевых действий. Лучше сконцентрировать внимание на важных элементах и приглушить все остальное. Ведь когда мы пытаемся сделать акцент на всем, то получается — ни на чём.
Когнитивная нагрузка. Человеческий мозг способен одновременно держать в сознании и анализировать довольно ограниченное количество информации. Одна из его особенностей состоит в том, что он потребляет значительную часть энергии тела и всегда старается максимально сберегать ее. И с точки зрения энергозатрат — гораздо проще следовать каким-то привычным паттернам и не задумываться над тем, что ты сейчас делаешь. Учитывая это, дополнительные элементы, яркие акценты, всплывающие сообщения и т.д. повышают когнитивную нагрузку. Пользователю нужно задумываться над каждым своим действием, что очень утомляет и может вызвать неприятные ощущения от использования продуктом.
Экономическая эффективность и доверие Чем понятнее ваш продукт среднестатистическому пользователю, тем меньше людей будет сталкиваться со сложностями, которые потребуют вашего вмешательства. Интуитивно спроектированный продукт не только снижает расходы на поддержку клиентов, но и оставляет положительные эмоции от использования. Последнее создает кредит доверия и пользователи будут проще воспринимать ситуации, когда с вашим продуктом что-то не так. Кроме того, положительное восприятие продукта способствует тому, что люди будут оставлять хорошие отзывы и рекомендовать его.
Исследование потребностей пользователей Чтобы выявить, что необходимо пользователям и проверить интуитивность интерфейса используют различные методы. Они включают в себя проведение интервью, изучение отзывов в магазинах приложений и соцсетях и т.д. Проверка интуитивности осуществляется через отслеживание ключевых метрик, таких как конверсия и процент отказов, среднее время до конверсии, retention (удержание), количество кликов/тапов до цели, коэффициент возврата в продукт и т.д. На стадии проектирования новых функций рекомендуется создавать интерактивные прототипы и тестировать их на пользователях, чтобы выявить трудности. После разработки нового функционала следует провести A/B тестирование на небольшой группе пользователей и проанализировать метрики. Если показатели улучшаются, функционал можно внедрять для всех пользователей, если ухудшаются — необходимы доработки.
Когда интуитивный интерфейс — прихоть Можно было бы сказать — никогда, но бывают ситуации, когда разработку идеального суперудобного и интуитивного решения можно отложить на второй план. В первую очередь, это MVP (Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт. Если цель — спроектировать и проверить в реальной жизни какую-то идею, делать это нужно быстро и дешево, чтобы не вложить все ресурсы в потенциально тупиковую идею. Обычно такие решения делаются на коленке с минимальными затратами, поэтому логично в этом случае не уделять слишком много внимания интуитивности.
Еще бывает, что об интуитивности использования не думают при создании новых продуктов для профессионалов, у которых нет аналогов и конкурентов. Но даже в таком случае удобство и интуитивность станут востребованы, когда появятся конкуренты и увеличится пользовательская база, хотя бы из соображений снижения расходов на поддержку и обучение новых пользователей.
В условиях диверсифицированного и конкурентного рынка интуитивное использование цифровых продуктов — это уже минимальный уровень нормы. Разработчики должны принимать во внимание разнообразие аудитории, чтобы обеспечить максимальное удобство и простоту их использования. Ведь в конечном итоге, успешными решениями в сфере цифровых технологий будут те, которые способны напрямую отвечать потребностям пользователей, сделав их взаимодействие с продуктом простым и комфортным.