От уличных туалетов до федеральных трасс: как небольшой стартап взорвал отечественный рынок спецтехники
Знаете, что это все происходит прямо сейчас? Черные схемы — норма для одного из крупнейших секторов экономики, который является основным в обеспечении логистики и развитии строительного сектора? Мы хотим рассказать о том, что на самом деле происходит внутри рынка спецтехники и показать реальные кейсы, с которыми мы сталкивались во время реализации проекта.
Итак, давайте представим, что вам срочно нужно выкопать яму. Первым делом вы, скорее всего, начнете свой поиск с сервисов, где размещаются все объявления и заказы: Яндекс.Услуги, Авито и так далее. Загвоздка в том, что там вы будете искать нужную технику очень долго, и не факт, что вообще найдете. Почему? А потому что более 80% исполнителей сидят в мессенджерах. Вы даже не представляете, какое количество закрытых чатов и клубов сейчас существует в том же WhatsApp. И многие платят деньги, чтобы попасть в эти закрытые сообщества, где администраторы и менеджеры чата обрабатывают заказы на спецтехнику и берут за это серьезную комиссию. А все расчеты без документов и за наличку.
Как вообще так вышло? На самом деле, если начать разбираться, выяснится, что ни кто не мониторит эту сферу с 2019 года. Существуют данные по импорту и экспорту техники — и на этом все. По сути, никто не знает, как здесь вообще обстоят дела. Анализируя рынок, мы поняли, что 70% в нем вообще не оцифрованы. Этот черный рынок — такой строительный «даркнет», где решают связи и наличка.
Многие исполнители готовы приехать сразу, но работают они только за наличную оплату, без документов и разрешений, да еще и с предоплатой. А это значит:
- Раздолье для мошенников: нагреваются все, кто только может.
- Цены никто и никак не регулирует: сегодня это может быть пять тысяч, а завтра уже все десять за ту же работу.
- Крупным компаниям сложнее искать ответственных исполнителей, которые качественно выполнят работу и не будут завышать цены.
Из-за того что процесс ценообразования и оплаты в этой сфере никак не регулируется, это порождает проблемы для обычных граждан: например, взлетают цены на жилье, потому что не удалось найти подрядчика, который качественно выполнит работу, или срываются сроки эксплуатации здания и начинаются проблемы с обманутыми дольщиками... К этому приводит провал в строительном процессе на глобальном уровне. Но такую ситуацию всегда можно изменить к лучшему — чем мы и занялись.
Вот здесь и начинается история создания сервиса Rukki Pro.
Основатель проекта, Игорь Зенин, еще в 2018 году пытался сам заказать спецтехнику, чтобы выкопать траншею для заливки бетона. Однако найти эту самую технику у него так и не вышло. Неделю Игорь искал экскаваторщика, еще неделю — пытался договориться с разными операторами и диспетчерами. Закончилось все тем, что он сам взял в руки лопату и вместе со своим отцом выкопал ту яму, с которой все и началось.
Что мы делаем и зачем?
Мы проводим постепенную цифровизацию рынка аренды спецтехники. Раньше владелец техники должен был сначала зарегистрироваться в платном чате и ждать поступления нужной заявки — мы сделали так, чтобы любой человек мог бесплатно заказать спецтехнику в кратчайшие сроки с помощью простого приложения, а владелец техники это увидел и получил работу.
«Наш цифровой продукт соединяет тех, кому нужна спецтехника, с теми, у кого она есть. Если сравнивать нас с топовыми платформами, можно сказать, что идея близка к Uber или Tinder: ты находишь то, что тебе необходимо, как можно ближе»
Казалось бы, все просто: скопируй Яндекс.Такси, и проблема решена. Если бы все было так просто!
Итак, мы начали процесс оцифровки рынка спецтехники, где заказчик сможет быстро получить нужную технику без юридических сложностей, серого нала и обмана со стороны исполнителей. Еще на старте нам удалось наладить сотрудничество с Министерством строительства Белгородского региона, а затем пошли и крупные заказчики и зарубежные компании, которым труднее всего найти спецтехнику. Очень быстро выяснилось, что наша система работает гораздо эффективнее, чем прежние способы аренды спецтехники. Поначалу все было максимально просто: у нас уже были исполнители, и мы вручную собрали заказы, обзванивали людей и говорили, что можем выполнить заказ.