CRM-системы для автосервисов и автомастерских
Кроме того, в качестве организационно-сопроводительных модулей можно выделить модуль документооборота, финансовый и аналитический модули.
Рассмотрим указанные модули более подробно, акцентируя внимание на назначение модуля, особенности его организации и необходимые интеграции.
Клиенты
Содержит информацию о всех клиентов автосервиса, включая не только тех, кто уже ранее пользовался его услугами или записан на обслуживание и ремонт в ближайшее время, но также и тех, которые находятся в начале воронки продаж или которых по какие-либо причинам не удалось завести на услуги автосервиса.
Помимо таких базовых полей как ФИО клиента, история обращений, взаимодействия (включая текстовые сообщения и звонки), записей и оказанных услуг, карточки клиентов должны содержать такую информацию как данные о его транспортном средстве и документационное сопровождение.
В качестве необходимых интеграций здесь можно выделить такие как интеграции с модулями Запись в гараж, Услуги, Чат, Звонки, Документы.
Услуги
Содержит перечень наиболее востребованных работ, за которыми обращаются клиенты. В некоторых случаях может содержать также и прейскурант цен.
Запись в гараж
Необходим для записи клиентов на услуги и работы. Одна из особенностей бизнес-логики, которую необходимо простроить в данном модуле — недопущение овербукинга и наложений времени записи различных клиентов.
Может быть выполнен с разбивкой на боксы, а также конкретных мастеров. При наличии сайта или приложения, можно реализовать блок самостоятельной записи в рамках перечня работ, содержащихся в модуле Услуги.
Соответственно, здесь необходима интеграция с календарем, модулем Услуги и сайтом / приложением компании.
Воронка продаж
Грамотная организация ведения клиента по воронке продаж — залог надлежащей загрузки автосервиса или автомастерской. В условиях конкуренции поддержка такого бизнес-процесса при помощи отдельного модуля CRM просто необходима. Как минимум, чтобы минимизировать количество упущенных заявок. Как максимум — чтобы все заявки превратить в записи.
Важно, чтобы логикой данного модуля было предусмотрено автоматическое создание воронки, например, в следующих случаях:
- При обращении клиента с любой заявкой через любые каналы продвижения и взаимодействия
- Если клиент ранее обращался с запросом по техническому обслуживанию — по истечении нормативного периода времени (например, если обращение было по замене масла — через 5-5,5 месяцев)
При этом в последнем случае может быть не важно, был ли клиент в итоге доведен ранее по воронке до записи по этой услуге в данном автосервисе или же он по каким-либо причинам выбрал на тот момент обслуживание в другом автосервисе.
Также в модуле следует реализовать автоматическую рассылку холодных и прочих сообщений по контактам из клиентской базы. И, конечно же, настроить систему оповещения менеджеров о надлежащих действиях, которые они должны совершить на данном этапе ведения клиента.
Соответственно, здесь необходима интеграция с базами
клиентов, задачами, записью в гараж, чатами и всеми доступными каналами
коммуникаций. Необходим для текстовой коммуникации как с клиентами,
так и между менеджерами и прочими сотрудниками автосервиса / автомастерской. Важно, чтобы была реализована система уведомлений о
входящих сообщениях и велась история чатов. Необходимые интеграции здесь — мессенджеры,
электронная почта, средства отправки смс-сообщений, а также, конечно же,
клиентская база и даже модуль воронки продаж. Необходим для коммуникации посредством телефонии. Как и
в случае с Чатом — может быть реализован как для коммуникации с
клиентами, так и для коммуникации между менеджерами и прочими сотрудниками
автосервиса / автомастерской. В качестве интеграций здесь можно выделить модуль с
базой клиентов, а также IP-телефонию. Модуль необходим для надежного администрирования задач
— от распределения до мониторинга и контроля. Как обычно для всех систем
управления проектами, модуль следует реализовать в виде канбан-досок. Интегрируется с воронкой продаж, записью в гараж,
базой клиентов и услуг/работ. Необходим для автоматизации складского учета и
эффективного управления закупками и складом в целом. Из важных моментов логики данного модуля здесь можно
выделить следующее: В качестве интеграций здесь можно выделить интеграции
с поставщиками, бухгалтерской CRM,
документацией. Необходим
для обоснования объема оказанных услуг через человеко-часы в соответствии с
трудоемкостью выполняемых работ. Здесь
либо создается собственная база норм времени на основании норм, указанных
производителями ТС для каждой марки и модели. Либо модуль интегрируется со
сторонними специализированными сервисами доступа к нормам типа TecRMI. Как правило, автомастерские и автосервисы предлагают
своим клиентам подбор и заказ запчастей и материалов, которые будут необходимы
при выполнении ремонтных или сервисных работ. Поэтому данный модуль необходим
для оперативного доступа к информации о ценах на такие запчасти и материалы. Логика модуля должна позволять вести поиск и проценку
не только по базам поставщиков, но и одновременно на собственном складе в
рамках одного запроса, равно как и поиск кроссов во всех этих базах. Также
полезным является ведение истории проценки в целом и с привязкой ее к
соответствующему клиенту. Для полноценной работы модуля необходима его
интеграция со складом, клиентской базой, а также базами поставщиков или
специализированными сервисами типа QWEP, ABCP, NIRAX, Laximo, Веб-прайс.рф и
др. Необходим для эффективной организации работы с
документацией. Содержит все шаблоны документов, используемых в организации как
при работе с клиентами, так и при работе с поставщиками. Из необходимых интеграций можно выделить интеграции с
клиентской базой, задачами, проценкой, складом и справочниками. Необходим для финансового планирования и контроля,
учета и оценки финансовых результатов автосервиса или автомастерской. Должен отображать как информацию по выставленным
счетам и актам, так и отслеживать их оплату. Поэтому одна из необходимых
функций здесь — это уведомления о скором наступлении просрочки по платежам и
оплатам, а также о наступлении таких просрочек. Необходима интеграция с онлайн-кассой и бухгалтерией. Как следует из названия, модуль необходим для проведения
анализа по всем заведенным в CRM
бизнес-процессам. Модуль должен быть интегрирован со всеми остальными
модулями системы. Итак, выше рассмотрены модули, которые позволят
достичь максимального покрытия всех бизнес-процессов автосервисов или
автомастерских. При выборе из существующих на рынке готовых решений необходимо
оценивать, насколько широк их функционал в плане наличия всех указанных модулей
и их проработка и детализация. С этой точки зрения, несомненно, более надежным
решением является заказ разработки собственной CRM-системы для автосервисов или
автомастерских, так как это позволяет не только завести в систему все
бизнес-процессы по максиму, но и работать с теми базами для проценки и
нормирования, которые предпочтительны именно для данной организации.

Чат
Звонки
Задачи
Склад
Справочники

Проценка
Документы
Финансы
Аналитика

Заключение