Управление арендой сложных активов: необходимость индивидуальных решений
Почему типовые решения не подходят?
Каждый сложный актив требует индивидуального подхода. Среди ключевых особенностей:
- Специфические условия аренды — сезонные коэффициенты, плавающие тарифы, техническое обслуживание.
- Высокие риски — включая штрафы за несвоевременный ремонт или убытки из-за простоя.
- Разрозненные данные — информация распределена между различными отделами, включая, при необходимости, не только бухгалтерию, но и финансовый и даже юридический отделы, а также арендаторами.
Далее рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются компании, и способы их решения с помощью кастомных разработок.
Проблемы управления арендой сложных активов
Компании, работающие с такими активами, часто
сталкиваются с убытками, юридическими рисками и неэффективными процессами.
1. Отсутствие единой системы учета Сложности особенно часто возникают, если данные об
аренде хранятся в Excel-таблицах, бухгалтерских программах и бумажных
договорах. Ручной ввод может приводить к ошибкам: например, случается даже так,
что сроки аренды в договоре и учетной системе не совпадают, провоцируя целую цепочку
неправильных действий по управлению арендой этого актива. 2. Сложности в расчете стоимости аренды Фиксированные тарифы не подходят для сложных нестандартных
активов — например, при управлении такой арендой необходимо учитывать
сезонность, износ, амортизацию, дополнительные услуги (доставка, страховка,
обслуживание). В универсальных системах расчеты приходится выполнять вручную,
что увеличивает трудозатраты и риск ошибок. 3. Неэффективный контроль состояния
активов Трудно оперативно отслеживать: В результате неэффективного
контроля состояния активов есть риск, что клиенты получат неисправное
оборудование, что приведет компанию к потере репутации. 4. Юридические и налоговые риски Просроченные или некорректные договоры ведут к спорам
с арендаторами, замечаниям проверяющих органов и т.д. А расхождения в учетных
системах создают проблемы при аудитах и налогообложении. 5. Потеря прибыли из-за неоптимизированных
процессов При отсутствии специализированной информационной
системы сотрудникам приходится тратить время на рутинные задачи сверок и
перерасчетов. Часть активов простаивает (причем нередко — незаметно для
компании) что снижает доходность бизнеса. Ну и, конечно, ручные процессы непременно
тормозят масштабирование бизнеса. Стандартное ПО не подходит для управления сложными
активами — здесь нужна система, учитывающая индивидуальные условия и риски. В свою очередь, кастомная разработка позволяет реализовать
максимальную адаптацию под специфику активов, автоматизацию расчетов, эффективный
контроль жизненного цикла актива, интеграцию с бизнес-системами, а также
возможности аналитики и оптимизации бизнеса. 1. Адаптация под специфику активов 2. Автоматизация расчетов Система исключает ошибки, выполняя: 3. Контроль жизненного цикла актива 4. Интеграция с бизнес-системами 5. Аналитика и оптимизация бизнеса Компания, сдающая в аренду спецтехнику (краны,
экскаваторы, бульдозеры), может столкнуться с: Кастомные решения позволяют не только устранить
текущие проблемы, но и создать основу для устойчивого роста бизнеса. Решением является здесь разработка кастомной системы со
следующими функциями: В результате внедрения компания получает:
Как кастомные решения решают эти проблемы

Пример: Информационная система для управления арендой строительной техники
