Ошибка на 30 000 000 ₽. Как их не получил агент за привлеченного клиента
Разбираю реальный кейс, в котором ошибка в тексте договора и в поведении не позволили агенту получить 30 млн ₽ за привлечение клиента. Сумма огромная, но и объект был непростой – комплекс недвижимости в престижном районе Москвы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Если точнее, сумма даже
не 30 000 000, а 33 000 000 ₽.
Дисклеймер:
(1) Речь идет о премиум-сегменте. Там
же, где объект продвижения дешев, нередко проще отказаться от агента или
заказчика, чем заморачиваться деталями контракта и нюансами его выполнения.
(2) У меня нет задачи определить
правых в описываемом ниже кейсе. Тем более, что интересанты с одной его стороны
люди, скажем, непростые, и всегда возникает соблазн сослаться на «ресурс».
Задача
моя скромнее — показать / порассуждать, где агент, возможно, ошибся. И можно ли
было бы ошибки избежать и получить свои 33 000 000 ₽.
***
Содержание:
1. Фактура дела
2. Ошибки Агента
3. Выводы, они же и рекомендации
***
Фактура дела
1. Заказчик имел на продажу
комплекс недвижимости в престижном районе Москвы.
2. Заказчик привлек профессионального
Агента для поиска клиента, заинтересованного в покупке.
3. Потенциальные клиенты
фиксировались в Листах регистрации между Агентом и Заказчиком.
4. Агент получил эксклюзивные права:
Заказчик отказался от самостоятельных переговоров с потенциальными клиентами и должен
был перенаправлять их к Агенту, если бы те обратились к нему напрямую.
5. Условие оплаты агентского
вознаграждения: сделка Заказчика с покупателем должна состояться в течение 12
месяцев с момента его регистрации его как клиента. Срок продлевался бы при
наличии доказательств работы Агента с клиентом в этот дополнительный период (например,
работа над соглашением о намерениях в отношении объекта и т.п.).
6. В одном из Листов регистрации
клиентов была указана Компания ЛГ (март 2019).
7. Срок договора с Агентом истек
(сентябрь 2020).
8. А спустя 3 месяца (декабрь
2020) объект был продан Компании ЛГ.
9. Агент посчитал, что имеются
все основания для агентского вознаграждения — более 30 000 000 ₽. Заказчик счет
проигнорировал.
10. Агент спор проиграл. Суд встал
на сторону Заказчика и отказал во взыскании агентского вознаграждения.
1. В обязанности Агента входил только
поиск потенциальных клиентов. Конечный покупатель объекта был отражен в
Листе регистрации клиентов, значит Агент свою работу выполнил.
2. Агент не должен был сопровождать
саму сделку Заказчика с клиентом-покупателем: готовить схему сделки, договорную
документацию, заниматься регистрационными процедурами по передаче объекта
покупателю. Такие услуги нигде в договоре с Заказчиком прямо не указаны.
Как
мне кажется, Агент был вынужден несколько лукавить относительно того объема
услуг, который он должен был оказать Заказчику (мы это увидим ниже в цитатах из
текста контракта), поскольку еще до решения суда увидел, в чем заключается его
уже неисправимая ошибка (об этом тоже ниже).
Доводы Заказчика (с ними согласился суд):
1. Услуги
Агента заключались не только в поиске потенциальных клиентов, но еще и в
«полном коммерческом сопровождении продажи объекта», т.е. во всех действиях,
необходимых для продажи объекта: презентации объекта потенциальному клиенту,
переговорах, разработке документации, сопровождении регистрационных процедур.
Это не указано в договоре прямо, но об
этом косвенно свидетельствует два факта:
a. Договор
запрещал Заказчику самостоятельные переговоры с клиентами.
b. Еще
в коммерческом предложении Агента в адрес Заказчика на этапе согласования
условий сотрудничеств уже звучало «полное коммерческое сопровождение продажи
объекта».
2. Конечного
покупателя объекта нашел не Агент. Покупатель обратился напрямую к Заказчику, Заказчик
перенаправил его к Агенту для дальнейшего сопровождения сделки, но такого
сопровождения Агент не провел. Более того, конечный покупатель был известен
Заказчику еще до привлечения Агента. В итоге сделку с покупателем подготовили и
провели иные лица, а не Агент.
3. Сделка
с покупателем состоялась за пределами 12-месячного срока после регистрации
клиента.
4. Агент
пытался доказать свою работу с клиентом перепиской в мессенджерах, но она
касалась различных объектов недвижимости, а не всего комплекса в целом и велась
с неустановленными гражданами (физическими лицами), а покупателем выступило
юридическое лицо.
Две ошибки агента *:
* - делаем скидку на то, что для анализа я использую лишь текст судебных
актов, которые не всегда в полной мере описывают обстоятельства и дословное
содержание договоров. Допускаю, что все рассуждения и выводы были бы иные, будь
у меня перед глазами первичные документы.
a) Противоречивость условий договора Агента с Заказчиком
Многомиллионный договор
не содержал четкого и однозначного указания на цель / суть сотрудничества
Агента и Заказчика. Что это — только лишь список потенциальных клиентов,
которые заинтересованы в приобретении объекта, либо еще и полное сопровождение
сделки между Заказчиком и клиентом?
[ Как мне кажется, 30
000 000 ₽ только за поиск многовато. Даже с учетом специфики объекта ]