Личная эффективность руководителя: как ее измерить и повысить?
Что такое личная эффективность руководителя?
Достижения команды — это всегда либо благодаря руководителю, либо вопреки: босс либо усиливает команду, либо ее ослабляет. Львы без барана во главе, безусловно, достигли бы значительно большего, чем с ним, и обратная ситуация, когда лев во главе баранов. Конечно же, здесь нужна оговорка, при таком раскладе, лев должен быть мудрым, а баран, как минимум, хитрым.
А значит, главным показателем эффективности руководителя является то, как и в какой степени, он влияет на подчиненных: усиливает их или ослабляет.
Продолжая мысль Капицы, «руководить — это значит, не мешать хорошим людям работать», добавлю: «а плохим создавать такие условия, в которых они вынуждены работать качественно». При этом навыком, определяющим эффективность руководителя, является навык отличать «хороших», тех, кто умеет и хочет работать, от «плохих», тех, кто работает «от обеда до забора». Инструменты и подходы к управлении этими людьми диаметрально противоположны.
Что повышает личную эффективность руководителя в современных условиях?
Чтобы повысить свою эффективность, руководителю необходимо активировать в себе 5 необходимых навыков:
-Действовать осознанно, т.е, как рекомендует Сунь-цзы — китайский стратег и мыслитель, «полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы», ведь «мощь — это умение применять тактику, сообразуясь с выгодой». Как не странно, но наука управлять не сильно изменилась с VI века до н. э., когда и был создан знаменитый трактат «Искусство войны».
-Уметь объективно оценивать ресурсы и соотносить их с целями и задачами. Уметь для достижения цели аккумулировать малые силы, и не растерять большие.
-Создать такую атмосферу, когда и «высшие и низшие» имеют одну цель. И эта цель важна для всех.
-Уметь думать медленно, а решать быстро. Помним теорию Даниэля Канемана? О важности этой теории говорит то, что в 2002 году за эту разработку Канеман получил Нобелевскую премию. «Применение психологической методики в экономической науке, в особенности — при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности» позволяет избежать поспешных и неправильных решений.
-Иметь развитый эмоциональный интеллект. Но и в этом важна мера. Если босс слишком понимающий и добрый, он не сможет распоряжаться подчиненными, не сможет им приказывать, не сможет навести порядок в компании. Босс, он как хирург, иногда должен быть безжалостным.
-Уметь «рисковать собственной шкурой». Нассим Талеб очень четко заметил, что самое важное качество, которое объединяет героев и гениальных бизнесменов, — это не переносить риск на других".
У Босса должны быть шрамы — следы ошибок, говорящие о том, что он обучался через боль, ставил собственную шкуру на кон.
Эффективность руководителя во многом определяется тем, насколько он освоил эти 5 необходимых навыков.
Формула эффективности руководителя выглядит так:
Эффективность равна сумме: сила разума + гуманность + мужество + справедливость. При этом есть минус, снижающий эффективность. Это, так называемые, «ловушки руководителя». И чем выше уровень и статус, тем уязвимее руководитель.
Как гласит Суфийская мудрость: «человек — это не то, что он говорит, и не то, каким он кажется, а атмосфера, которая создаётся в его присутствии. Вот что является свидетельством, ибо никто не в состоянии создать атмосферу, не принадлежащую его сущности» . Всё это в первую очередь относится к Руководителю, именно то, какую атмосферу он создает вокруг себя, и определяет его эффективность и силу.
Каким должен быть сегодняшний лидер?
Сегодняшний лидер должен быть готов к быстро меняющимся условиям рынка и глобальной экономической среды. Он должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и способностью к постоянному обучению и адаптации к новым тенденциям. Он должен быть открытым для инноваций и новых технологий, уметь генерировать идеи и принимать рискованные решения. Кроме того, руководитель должен быть коммуникабельным и эмоционально интеллектуальным, способным эффективно взаимодействовать с коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами. Он должен уметь мотивировать свою команду и создавать условия для ее развития и роста. Важно, чтобы руководитель не забывал о своей социальной ответственности и умел учитывать интересы всех заинтересованных сторон, включая сотрудников, клиентов, коллег и общество в целом. Таким образом, сегодняшний лидер должен быть готов к вызовам современного мира и уметь адаптироваться к ним, сохраняя при этом профессиональную и социальную ответственность.