Конфликт в компании — это трудность, которая пугает многих руководителей. В идеале им хотелось бы видеть абсолютно «бесконфликтное общение» сотрудников, но это невозможно, как говорят, невозможно по определению. Но именно через трудности — конфликты пролегает путь к успеху.
Мы и наши стратегии поведения в конфликте
Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество:
соперничество (противодействие), т.е. стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим людям;
сотрудничество, когда участники конфликта приходят к решению, которое вполне удовлетворяет интересы обеих сторон;
избегание, для которого характерно отсутствие стремлений и к достижению собственных целей, и к кооперации;
приспособление, означающее уступчивость и принесение в жертву собственных интересов ради другого;
компромисс заключается в частичном достижении партнерами своих целей ради условного равенства.
Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на рисунке.
Ошибочно утверждать, что какая-то из этих стратегий поведения лучше, чем другие.
Все зависит от ситуации: то, что подойдет в одном случае, может не подойти в другом.
Любой конфликт сопровождается определенным поведением его участников.
Люди выбирают ту или иную модель поведения, делая это, как правило, неосознанно, и придерживаются в любой сфере «привычных» алгоритмов поведения в конфликтах.
Образно, модели поведения, основанные на определенной стратегии, называют
Модель «Акула»
Модель «Черепаха»
Модель «Медведь»
Модель «Лиса»
Модель «Сова»
Рассмотрим специфику этих моделей поведения в конфликтах:
Модель поведения «Акула» выбирают люди, обладающие сильной волей, авторитетом, властью. Они нетерпимы к разногласиям и инакомыслию. Ориентированы на сохранение того, что есть, боятся нововведений, неоднозначных решений.
Они не задумываются о сохранении взаимовыгодных отношений, предпочитают стратегию «конкуренции», борьбу, подавление.
«Я выиграл — ТЫ проиграл» — вот алгоритм их поступков и решений.
Люди модели «Акула», не вступают в диалог, так как уверены в своей правоте, и эта уверенность граничит с самоуверенностью, в конфликте они исходят из оценки личных интересов как высоких, а интересов своего соперника — как низких.
Использование данной модели предполагает
жесткий контроль над действиями противника, выявление его источников информации.
давление на противника всеми доступными средствами (обман, хитрость и т.д)
провоцирование противника на непродуманные шаги и ошибки.
Эта модель поведения эффективна, если человек имеет неограниченную власть, если цена вопроса — жизнь, и если от скорости решения зависит ваше ВСЁ.
Тактически эта модель, безусловно, выигрышна, но часто стратегически проигрышна. Правило «бумеранга» работает.... Модель «Черепаха» отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника.
Эту модель, обычно, выбирают люди, у которых недостаточно власти или влияния на ситуацию. Они отказывается вступать в диалог, применяют тактику демонстрационного ухода, избегают силовых приемов.
Люди предпочитающие данную модель, зачастую, игнорируют всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их. Недооценивают остроту конфликта, медлят с принятием решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.
Личные качества людей модели «Черепаха»:
Застенчивость в общении с людьми.
Нетерпение к критике — воспринимают как угрозу своему Эго.
Нерешительность, надежда, что «авось обойдется».
Эта модель может быть полезна, когда необходимо выиграть время, когда причина конфликта неважна, и можно не тратить свои ресурсы (силы/время) на ее решение.
Модель поведения «медведь» выбирают неамбициозные люди, для которых самым важным является сохранение теплых, доверительных отношений, а собственная правота вторична.
Люди данной модели поведения, так же как те, кто действует в рамках модели «черепаха», стремится уйти от конфликта.
Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая.
Для людей этой модели характерно постоянное соглашательство с требованиями противника, демонстрация НЕпритязания на победу, желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений.
Обычно такие люди идут на поводу у лидеров неформальных групп, часто являются жертвами манипуляций..
Данная модель характерна для конформистов и для личностей «бесконфликтного» типа.
Конформисты — это те люди, для кого приоритетно следование правилам, установкам и нормам группы, под влиянием реального или воображаемого давления.
А личности «бесконфликтного» типа — это те люди, которые настолько боятся конфликтов, что постоянно их избегают.
Ошибочно думать, что взаимодействие с таким человеком очень комфортно и продуктивно. За внешней покладистостью скрывается один из самых, пожалуй, неприятных типов личности в конфликте, т.к с этими людьми невозможно конструктивно решить проблему.
Про таких людей говорят: " и чужим и нашим, и споют и спляшут«. Эти люди ускользает от любых «разборок», во всем с вами соглашается, но и с вашим противником в конфликте согласятся тоже. Или согласившись с Вами сегодня, завтра после общения с кем-то начнут колебаться и затягивать с реализацией решения проблемы.
И естественно, что такое «избегание конфликтов» становится причиной новых конфликтов, и так по нарастающей.
Часто применение этой модели свидетельствует о том, что условия для разрешения конфликта еще не созрели.
Реализация модели поведения «медведь» часто приводит к «заметанию проблемы под ковер», к временному «перемирию», которое не всегда является началом конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
Данная модель оправдана, если обсуждаемая проблема не важна, и человек готов принести в жертву собственные интересы ради интересов другого человека.
Модель поведения «Лиса» выбирают равные по силе и власти оппоненты, когда есть готовность к взаимным уступкам.
Люди, часто использующие эту модель, сами умеют торговаться, и любят людей, которые тоже умеют это делать. Они часто используют обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника. Эти люди в значительной степени ориентированы на равенство в дележе.
Для этих людей характерна предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с внешней открытостью. Настороженное отношение к критическим оценкам других людей, использование мягких формулировок, много красивых слов.
Данная модель поведения обеспечивает баланс интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Она позволяет сохранить межличностные отношения и даже способствует их положительному развитию.
При всей привлекательности модели, она не приводит к разрешению конфликта, но может являться частью поиска решения проблемы, приемлемого для обеих сторон..
Модель эффективна в том случае, когда есть выбор: либо рискнуть и потерять все, либо уступить и получить хоть какие-то плюсы от ситуации.
Модель поведения «Сова» свойственна людям с развитым эмоциональным интеллектом и высоким уровнем осознанности, поскольку предполагает умение сдерживать свои эмоции и амбиции.
Данная модель характеризуется высоким уровнем направленности на собственные интересы и на интересы соперника, при этом соблюдается баланс интересов, и признается ценность межличностных отношений.
Однако, в том случае, когда предмет конфликта хотя бы для одного участника конфликта имеет жизненно важное значение, то эта модель нереализуема, т.к в этом случаете предмет конфликта НЕ допускает маневр интересов противоборствующих сторон.
Данная модель предполагает сбор полной информации о конфликте, о сути проблемы, о противнике; подсчет своих ресурсов и ресурсов противника.
Люди, реализующие данную модель,
обсуждают конфликт открыто,
не боятся разногласий,
стараются четко определить предмет конфликта.
если предложения противника разумны, готовы их принять.
положительно относится к новациям и переменам.
если и критикуют, то не переходят на личности, опираются на факты.
Модель поведения «Сова» — это, с позиции, сотрудничества наиболее перспективная модель поведения в конфликте, однако она требует очень много времени на разрешение конфликта и неприемлема в условиях жесткого ограничения по времени.
Модель «сова» обеспечивает выигрыш в стратегическом плане, являясь основой долгосрочных взаимовыгодных отношений.