Качество труда напрямую зависит от того, как люди воспринимают свое место работы Образ компании на рынке труда, который создаёт репутацию — привлекательную или не очень. Это и есть HR-брендинг.
Цели HR-брендинга :
Привлекать высококвалифицированных профессионалов Удерживать текущих Среди российских маркетологов и HR-специалистов разных отраслей в последние годы получил распространение термин «HR-бренд», или бренд работодателя.
Он означает совокупное восприятие имиджа определенной организации ее сотрудниками и соискателями. Формирование позитивного бренда НR-бренда весьма важный процесс.
От его успешности зависит то, насколько добросовестно, целеустремленно и продуктивно будут трудиться в компании ее действующие и новые сотрудники.
А это, в свою очередь, напрямую влияет на положение компании на рынке, ее конкурентоспособность, способность делать выгодные инвестиции и внедрять эффективные инновации.
По сути, HR-брендинг по степени значимости и важности стоит в одном ряду с пиаром и маркетингом. Внутрикорпоративный пиар, например, можно рассматривать как одну из составляющих построения бренда работодателя.
Речь идет прежде всего о трансляции ценностей организации через различные каналы к умам и сердцам сотрудников и соискателей. Каналы могут быть самыми разными: корпоративные чаты, конгресс-мероприятия, совместные выезды на природу, спортивные игры и соревнования, другие формы тимбилдинга.
Большую роль в формирования HR-бренда играет социальная политика, проводимая руководством организации (бонусы, поощрительные выплаты, матпомощь в различных жизненных ситуациях и т.д.).
Стиль коммуникации (tone of voice), принятый в компании, визуальные и смысловые составляющие ее айдентити, декларируемые ценности — также оказывают сильное влияние на тот корпоративный образ, который создается в головах сотрудников и соискателей.Фото из архива ООО «Интерсервис»
Наиболее квалифицированные специалисты устремляются в компании с сильным HR-брендом Не секрет, что организации с лучшей репутацией в глазах потенциальных сотрудников успешнее привлекают соискателей.
Так, согласно опросным данным профильного зарубежного ресурса Talentnow, 84% соискателей в странах Запада решающим фактором своего трудоустройства в ту или иную компанию считают ее положительную репутацию, сложившуюся в их глазах и глазах их ближайшего окружения.
Иными словами, создание успешного репутационного имиджа позволяет организации набирать в свой штат наиболее подготовленных (в моральном и профессиональном плане) кандидатов. Это приводит к трем позитивным следствиям.
1.Рост вовлеченности Повышается — вплоть до 90–100% — уровень вовлеченности новых сотрудников в производственный процесс.
Такие показатели сегодня среди маркетологов считаются признаком грамотно выстроенного HR-бренда.Фото из архива ООО «Интерсервис» — Автобус добра
2.Удержание сотрудников Организация с хорошей репутацией гораздо сильнее удерживает качественных сотрудников, чем не обладающая таковой.
Так, согласно данным исследовательского центра Glassdoor, 92% наемных работников готовы сменить текущее место работы, если им «предложат позицию в организации с отличной корпоративной репутацией».
А недавнее исследование, проведенное международной социальной сетью Linkedin, показало, что сильный бренд работодателя снижает текучесть кадров на 28%.
3. Снижение издержек Снижение издержек найма — еще один бонус, который приносит организации ее качественно выстроенный HR-бренд.
Дело в том, что найти замену хорошему специалисту — это дополнительные расходы в расчете экономических затрат: сначала компания несет издержки от ухода прежнего квалифицированного сотрудника, а затем, найдя нового, тратит средства на обучение последнего.
Таким образом, оставаясь в штате компании из-за ее высокой репутации, профессионал своего дела помогает избежать вышеназванных трат. Кроме того, он своим высококвалифицированным трудом приумножает прибыль компании.Фото из архива транспортной компании «Интерсервис»
Шесть шагов по созданию HR-бренда Алгоритм выстраивания HR-бренда состоит из шести последовательных шагов.
Шаг первый — выявление сильных сторон компании. На этом этапе команде HR-специалистов следует оценить текущий опыт штатных сотрудников организации и степень их удовлетворенности работой.
Проводится такое исследование с помощью анкетирования. В анкетах сотрудникам предлагается пояснить, какие ценности компании им близки, какие нет, что в работе компании находит у них поддержку, а что вызывает недовольство. Почему?
Здесь эйчары должны проанализировать причины недовольства и ответить на вопросы: «Насколько существенны эти причины (может быть способы их устранения уже созданы, но сами сотрудники об этом просто не знают из-за плохо поставленной внутрикорпоративной коммуникации)?» и «Каким образом можно устранить существенные причины (если они есть) недовольства сотрудников?».
Шаг второй — выявление ценностных ориентиров сотрудников. Таковыми может быть что-угодно: близость работы к дому, возможность творчески реализоваться, высокий оклад, бонусы, повышение квалификации, служебная развозка к месту работы, карьерное продвижение, комфортные условия работы, престижная должность, и т.д. Здесь важно отметить, что любой из ценностных ориентиров может лечь в основу репутационной составляющей HR-бренда.
Шаг третий — исследование рабочей среды: как сотрудники взаимодействуют между собой. Здесь кадровым специалистам необходимо получить четкое представление о распределении ролей и функций внутри компании, зонах ответственности, формальных и неформальных лидерах, особенностях иерархических связей и т.д.
Шаг четвертый — выяснение того, насколько полно сотрудники разделяют ценности корпоративной культуры, продвигаемые руководством той организации, в которой они работают.
Например, в компании «Интерсервис» это ценности социальной ответственности, экологичного, гуманного и рационального ведения бизнеса (так называемый ESG-подход).
Шаг пятый — исследование социально-психологического климата внутри компании. Здесь анализируются сферы духовных и бытовых интересов работников, предпочитаемые ими виды досуга, солидарность, готовность к взаимовыручке, активность общения вне работы и т.д.
Шаг шестой — на основе совокупных данных, полученных в ходе пяти предшествующих этапов, HR-специалисты формулируют так называемое Employee value proposition (EVP) — ценностное предложение для сотрудника от имени организации.
То есть на базе результатов целого ряда опросов штатных сотрудников (на предмет, какие ценности организации они разделяют и почему хотят в ней работать), создается предложение, адресованное также и потенциальным сотрудникам, то есть соискателям.
По сути, EVP отвечает на вопрос: «А что предлагает компания своим работникам, чем она отличается от других работодателей, привлекающих аналогичных специалистов на рынке труда?».Фото транспортной компании «Интерсервис» — Ретропарад
EVP — как ядро HR-бренда и катализатор найма В нашей стране сегодня мало кто из руководителей компаний имеет представление о EVP. В основном его используют, проводя кадровую политику, HR-директора, иногда в содружестве с маркетологами.
Получается, что EVP — ядро HR-бренда. И под это ядро можно целенаправленно осуществлять наем новых сотрудников через различные коммуникационные каналы: сайт компании, социальные сети, мессенджеры, кадровые онлайн-агентства, специализированные цифровые платформы и т.д.
Мало HR-бренд создать, его надо еще и поддерживать Параллельно найму должна вестись работа по развитию сформированного HR-бренда.
Здесь можно выделить три направления:
1.Создание репутационного контента В рамках этого направления необходимо подробно и систематически освещать события из жизни компании, интересные большинству ее сотрудников и соискателей.
В новостях, созданных на базе событийных поводов, следует попутно раскрывать аспекты, не имеющие прямого отношения к описываемому событию.
Речь идет о ценностях компании, ее миссии, особенностях работы в ней, проявлениях корпоративной социальной ответственности (КСО).
Например , компания «Интерсервис» спонсирует поездки для фонда «Шаг навстречу». Фонд помогает инклюзивным детям творчески развиваться, организуя для них музыкальные и художественные конкурсы, встречи и мастер-классы с известными российскими художниками, скульпторами, композиторами, музыкантами.
Все эти мероприятия освещаются в новостной ленте на сайте компании, а также на ее страницах в социальных сетях.Фото из архива транспортной компании «Интерсервис» — Фестиваль Шаг Навстречу
2. Вовлечение сотрудников компании в создание HR-бренда В любой организации есть сотрудники, принимающие самое активное участие в ее жизни и ведущие за собой остальных. Это так называемые лидеры мнений внутри трудового коллектива.
Они часто становятся проводниками новых трендов, инициаторами интересных событий.
С такими людьми руководству компании и НR-директору в особенности важно выстроить правильную коммуникацию — с целью сделать еще более сильным и привлекательным бренд организации.
На примере компании «Интерсервис» могу подтвердить, что такая работа является весьма плодотворной. В нее мы вовлекаем не только лидеров мнений, но и членов их семей, которые часто становятся отличными проводниками позитивной информации о компании далеко за ее пределами.
Действующие сотрудники по разным коммуникационным каналам делятся между собой позитивными эмоциями и впечатлениями от организации.
Эти настроения так или иначе передаются потенциальным соискателям, и те также начинают испытывать к данной организации теплые чувства.Фото из архива транспортной компании «Интерсервис» — Автобус добра
3. Инвестирование в работающих сотрудников Чтобы качественно развивать свой HR-бренд, организации необходимо не скупясь вкладываться в текущих сотрудников.
Речь идет о таких мерах материальной поддержки, как: премии, надбавки к окладам, компенсация добровольного медицинского страхования, бесплатные обеды, служебная развозка сотрудников из дома на работу и обратно...
На последней мере поддержки хотелось бы остановится более подробно, так как наша транспортная компания специализируется, в частности, как раз на такого рода услугах.
Служебная развозка как составляющая HR-бренда Служебная развозка в последние несколько лет стала одним из ключевых факторов привлекательности работодателя в глазах штатных сотрудников и соискателей. Иными словами, она во многом формирует HR-бренд.
И сегодня в Санкт-Петербурге практически каждая вторая вакансия, размещенная на известном федеральном рекрутинговом портале, содержит в разделе «Условия работы» служебную развозку за счет работодателя.
Эта услуга особенно актуальна для соискателей, которые желают работать на предприятии с престижным брендом и хорошей оплатой труда, но расположенном, допустим, далеко от их места жительства, доступных станций метро и транспортных развязок. Но даже те соискатели, кто проживает в престижных районах города с развитым трафиком и совсем неподалеку от потенциального места работы, все чаще предпочитают добираться туда не за свой счет. И многие работодатели идут им навстречу, так как действуют в парадигме HR-бренда.
Служебная развозка — одна из его ключевых составляющих.
А кто ее осуществляет?
Транспортные компании, подобные Интерсервис .
Организации и предприятия, выбирая подрядчика с этой целью, предъявляют к нему три основных требования: развозка сотрудников должна быть безопасной, своевременной и комфортной. На практике это выглядит как соответствие шести критериям.Фото из архива ООО «Интерсервис»
Транспортный подрядчик должен:
обладать лицензиями и сертификатами на предоставляемые услуги, а также иметь страхование гражданской ответственности перед пассажирами; иметь положительные отзывы и рекомендации от других организаций, работающих с ним на договорной основе; содержать достаточной мощный, современный и разнообразный парк транспортных средств: от комфортабельных легковых автомобилей до микроавтобусов и автобусов для крупных групп; держать штат водителей, которые имеют не только права соответствующих категорий, но и солидный опыт вождения, отлично владеют профессиональными навыками, знанием местности и профильных программ; предлагать прозрачные схемы ценообразования на свои услуги, без каких-либо намеков на скрытые платежи; быть готовым идти навстречу дополнительным требованиям и пожеланиям заказчика. Заказать услугу служебной развозки можно на сайте компании.Фото из архива ООО «Интерсервис»
Что мешает созданию сильного HR-бренда Вся сложная, комплексная и поэтапная работа по формированию и поддержанию положительного HR-бренда может пробуксовывать под влиянием разных обстоятельств.
Я поделюсь тремя такими:
ограниченность бюджета, выделяемого руководством компании на цели, связанные с поддержанием ее имиджа в глазах актуальных и потенциальных сотрудников; не вовлечённые в процесс внутрикорпоративных мероприятий сотрудники; функциональная неопределенность — какое подразделение компании (отдел HR, маркетинга или профильный отдел корпоративных коммуникаций) должен заниматься вопросами построения и воспроизводства HR-бренда. Фото из архива ООО «Интерсервис»
HR-брендингом должны заниматься профессионалы Все три «пробуксовочных» фактора могут быть устранены владельцем бизнеса или руководителем компании, осознавшими важность данного направления деятельности.
Очевидно, что введение в штатное расписание компании структурного подразделения корпоративных коммуникаций с грамотным специалистом во главе, должное финансирование данного подразделения и его работа в тесной связке с отделами кадров и маркетинга позволят вовлечь в процесс HR-брендинга как действующих сотрудников организации, так и тех, кто еще только мечтает пополнить ее штатные ряды.
Телефон: +7 (812) 660 83 19
Е-mail: sales@is-rent.ru