Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
600 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Техническое задание на разработку сайта. Пример-инструкция

12 пунктов, которые обязательно должны быть в ТЗ. Чем детальнее вы их пропишите, тем проще будет разработка.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Добрый день, меня зовут Светлана Сирвида-Льорентэ. Я цифровой юрист и хочу рассказать, как составить техническое задание на разработку сайта.

Разработчики, которые привыкли использовать зарубежные методики т.н. гибкой разработки (agile, scrum и др.) вместо четкого и строгого технического задания составляют концептуальные документы: скетчи, user stories и пр. По ним задается вектор направления программирования, а детализация появляется во время периодических совещаний-обсуждений авторов и заказчиков. Другой альтернативой свободного ТЗ выступают т.н. майндмепы (mindmap) — диаграммы связи с древовидной структурой.

Однако такие свободные, не зафиксированные договоренности не позволяют в случае спора защитить права авторов. Ведь при рассмотрении дела в суде решающую роль играют документы: договоры, техзадания, акты приемки работ и подобное. Причем техническое задание в договоре авторского заказа — главный документ. Именно его положения будут определять соответствие созданного ПО требованиям заказчика. Полное и четко составленное техзадание по объему может превышать текст договора. ТЗ следует оформлять в виде приложения, являющегося неотъемлемой частью договора.

В техзадание на разработку сайта желательно включить такие разделы:

Глоссарий — первый раздел, в который записываются используемые термины и их толкование. Рекомендую использовать термины на основании национальных стандартов РФ.

Предмет разработки. Здесь следует указать, какой именно веб-сайт планируется создать: название, назначение, цель создания и целевую аудиторию.

Требования к дизайну сайта. В этом разделе указывается стилистика, цветовые решения, требования к юзабилити, сроки и порядок утверждения проекта дизайна.

Функциональные требования. Это большой раздел, в котором описаны структура и разделы сайта, навигация, меню, права администратора сайта, административный интерфейс, классы пользователей и их права, порядок авторизации и возможности личного кабинета.

Требования к информационному обеспечению. В этом разделе необходимо зафиксировать, в каких форматах будут хранится данные, какие языки программирования будут использованы, технические требования к изображениям. Также надо указать ограничения по весу сайта и скорости загрузки.

Требования к программному обеспечению. В этом разделе перечисляют ПО для серверной и клиентской частей, которое планируется использовать в работе.

Порядок приема-сдачи проекта. Важный раздел с фиксацией взаимных действий и сроков. Следует указать, в каком виде и в каких файлах передаются заказчику результаты работы. Должен ли исполнитель размещать сайт на хостинге. Если да, на каком. Разбейте работу на этапы, укажите сроки, процесс согласования и подписания акта приема выполненных работ.

Дата запуска интернет-сайта. Как правило, это самая важная дата с точки зрения заказчика. Причем она может не совпадать с фактической датой окончания разработки интернет-сайта. Это связано с тем, что сайт — сложный многомерный объект, который к тому же может постоянно совершенствоваться и требовать регулярных доработок ПО в целях улучшения системы взаимодействия с пользователями, поисковой системы сайта, юзабилити, фильтров, способов вывода данных и прочего.

На практике часто интернет-сайт запускают, т.е. открывают к нему доступ неограниченного числа пользователей, не завершив работы полностью. Напр., заказчик может участвовать в выставке, и достаточно открытия двух интернет-страниц с информацией о компании и с контактами. Зафиксировав дату запуска сайта отдельно от сроков окончания всех работ, разработчик ПО обезопасит себя от претензий заказчика и сможет завершить создание ПО без спешки.

Общее время работы. Общее время может не совпадать с датой запуска сайта. Необходимо заложить дополнительное время на тестирование работы и внесение финальных корректировок.

Этапы. Весь процесс разработки ПО, в том числе интернет-сайта, следует разбивать на этапы. Напр., привязать работу к неделям, когда в понедельник или в пятницу разработчик ПО готовит отчет для заказчика, что сделано и что нужно согласовать. Если этапы занимают много времени, три недели-месяц или больше, следует включить в договора авторского заказа оплату каждого этапа по отдельности.

  1. Этап
  2. Результат
  3. Срок, раб. дни
  4. Стоимость
  5. Размер аванса

Срок согласования этапов. Чтобы не допустить срыва сроков по вине заказчика, необходимо в договоре и техзадание зафиксировать время на согласование этапов со стороны заказчика, напр., 3-4 дня на каждый этап. Если за это время заказчик не пришлет замечаний, этап будет считаться согласованным, и исполнитель примет решение в одностороннем порядке.

Срок подписания актов. Это важная норма договора, которой многие авторы, создатели ПО, не придают значения. Однако пока не подписаны акты, считается, что произведение не создано. Поэтому необходимо включать в договор авторского заказа и в ТЗ т.н. привязку ко времени.

Заказчик должен в течение двух недель подписать акт или прислать мотивированный отказ. По завершении этого срока акт будет считаться подписанным. Важно, указать, от какой даты начнет отсчитываться срок для подписания актов: передача файлов, размещение интернет-сайта на хостинге или другое событие. Заказчика необходимо поставить в известность письменно в том виде, как указано в договоре: по электронной почте, через обычную почту или курьерской службой.

Это минимум, что следует включать в Техническое задание на разработку сайта. В любом случае чем детальнее прописать ТЗ, тем проще и быстрее будет разработка.
А у вас какие разделы входят в техзадание?

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.