Научить учиться!
Обучение сотрудников уже не норма, а необходимость. Уже не нужно рассказывать о том, что обучать сотрудников — значит развивать у них профессиональные знания. Умения и навыки, которые помогут компании в достижении целей.
Если компания думает о своем благополучии и процветании, то она готова вкладывать деньги в обучение и в управление развитием персонала.
Опыт многих компаний показывает, что стратегия «вырастить» работника для себя приносит прекрасные плоды.
Но... в стратегию вмешивается — неумение учиться! Речь идет не про отсутствие желания или мотивации, речь идет именно о неумении учиться.
Прежде, чем наполнять наших сотрудников знаниями и навыками их нужно научить учиться. Да, и признаться честно, многим, кто занимается самообразованием следует научиться учиться.
Для начала, напомню основные принципы андрогогики.
1. Осознанное отношение. «Точно знаю, для чего мне учиться!»
2. Опора на жизненный опыт. «Понимаю, как смогу использовать накопленный опыт»
3. Практическая направленность. «Знаю, как применить знания!»
Не всегда именно с этими осознаниями приходят сотрудники на корпоративное обучение.
Первая рекомендация.
Перед обучением, во время обучения и после обучения рассказывать и объяснять сотрудникам цель обучения, варианты применения и ожидаемые результаты.
Вторая рекомендация.
Повышайте эффективность усвоения новых знаний. Обучение взрослого человека — это процесс, состоящий из трех этапов:
1. Понимание
2. Изучение и применение
3. Закрепление
Разберемся с каждым этапом поподробнее. Этап понимания — понять саму суть изучаемого, хорошо разобраться в том, как все устроено, как можно применить.
Самое время поговорить о стилях обучения. Все мы разные и стиль обучения у всех свой, в общем дело в том, что учеников можно разделить на группы в соответствии с их «стилями обучения», потому что каждый учится по-своему.
Проведите тест Хони и Мамфорда на стиль обучения, он поможет вам легко подбирать методы обучения для наибольшей эффективности усвоения материала. Различают четыре стиля обучения: деятель, наблюдатель, прагматик и теоретик. Для каждого стиля описаны особенности обучения, рекомендации.
Этап — изучение и применения. Обязательный фокус на методах активного обучения. Обсуждать изученный материал в группе, дискутировать, использовать на практике и обучать других. Именно обучая других усваивается до 90% информации.
Есть еще несколько инструментов.
1. Разделите весь объем на логические части, помните, «слона нужно есть по частям»
2. В ходе обучения призывайте сотрудников записывать ключевые идеи
3. Переводите содержание в схемы
4. Давайте использовать изучаемый материал сразу после обучения: пусть обдумают и запишут практические предложения по внедрению изменений, пусть делятся идеями со своими коллегами
5. Учитывайте, по возможности, рекомендации физиологов:
— отводите на изучение нового материала 30-50 минут;
— утренние часы (8-10 часов) — время для структурированной информации;
— вечерние часы (19-21 час) — для закрепления и чтения полезной литературы
6. Оценивайте результаты и радуйтесь успехам вместе с сотрудниками
Этап — закрепляем новые знания на практике. Применяем цикл обучения Дэвида Колба.
Шаг 1 — осознать проблемную часть в текущей ситуации. Используем чек-листы, оценку ключевых показателей.
Шаг 2 — проанализировать ее причины, выделить ключевую причину. Здесь нам поможет диаграмма Исикавы, метод «5 почему?», матрица причинно-следственных связей.
Шаг 3 — сформулировать несколько возможных вариантов решения проблемы, обсудить с единомышленниками, подготовить экономическое обоснование.
Шаг 4 — Применить решение на практике, проанализировать его на практике.
Третья рекомендация.
Ну, и мотивация! Чтобы успешно учиться, нужно захотеть это делать. Мотивируйте сотрудников, поощряйте тех, кто изучает новое, платите премии, отмечайте на собраниях, продвигайте по служебной лестнице. Пусть те, кто действительно учатся, получают справедливое вознаграждение.
Учитесь учиться сами, учите ваших сотрудников! Приглашайте специалистов и эффективность обучения вырастет в разы.