Слои
атмосферы насыщены переохлажденными каплями воды, из-за чего на лопастях
винтовых двигателей летательных аппаратов образуется корка льда. Ее неравномерное
разрушение может привести к повреждению установки. Существующие способы борьбы
с наледью эффективны для большой авиации, а для малоразмерных летательных
аппаратов необходимы методы, которые предотвращают сам факт чрезмерного
нарастания льда. Ученые Пермского Политеха изучили, как на состояние винта
влияет жесткость лопастей при обледенении и как возможно снизить возникающие
вибрации и напряжения.
Статья с результатами опубликована в «Вестнике
Московского авиационного института», 2024 год. Работа выполнена при финансовой
поддержке гранта РНФ № 22-19-20118 и Минобрнауки Пермского края.
Для двигательных установок, которые
применяют в пассажирской и грузовой авиации, существуют различные противообледенительные
системы. Однако они малоприменимы для летательных аппаратов и винтовых
двигателей небольших размеров, например, конвертопланов, которые используют для
мониторинга экологической обстановки и картографировании местности.
В этом случае необходимы пассивные методы,
которые полностью предотвращают обледенение или чрезмерное нарастание льда.
Одна из самых дешевых и простых пассивных защит заключается в кратковременном
резком увеличении частоты вращения винта. Это позволяет сбросить присоединенную
на него массу льда. Но во многом процесс зависит от жесткости лопастей и
степени обледенения. Важно не допустить большой вибрационной нагрузки, которая
может повысить напряжение и привести к повреждению двигателя.
Ученые Пермского Политеха предположили,
что применение в конструкции винта пар лопастей с различной жесткостью позволит
снизить вибрации при сбросе льда. При этом каждая пара противоположных лопастей
должна обладать одинаковой жесткостью.
Политехники разработали два варианта
конструкции вентилятора с различными сочетаниями жесткостей лопаток.
Эксперимент проводили в специальной холодильной аэродинамической трубе, где
изучали, как изменение жесткости лопастей винта влияет на его вибрационные
характеристики при эксплуатации.
Испытания показали, что намораживание льда
на вентиляторе с менее жесткими лопатками сопровождается резким ростом
виброскорости и возникновением критического режима. У вентилятора с более
жесткими лопатками такого не наблюдается.
Исследователи также провели моделирование
различных сочетаний разножестких лопастей и рассчитали, как распределяются
напряжения в ледяной корке во время сильного вращения вентилятора (10 000
оборотов/мин).
— Мы выявили, что повышение жесткости
лопасти винта с 800 до 1620 Н/м приводит к выравниванию
напряженно-деформированного состояния в ледяной корке. При ее увеличении на 36%
средние напряжения в наледи уменьшаются на 22%. Если жесткость увеличить на
174%, средние напряжения уменьшатся на 52%, — поделился Станислав Калюлин, заместитель
декана аэрокосмического факультета по науке и инновациям ПНИПУ, заместитель
директора Центра высокопроизводительных вычислительных систем, кандидат
технических наук.
Ученые Пермского Политеха доказали, что
изменения напряжений в ледяной корке зависят от значений жесткости лопастей
вентилятора. Результаты исследования позволят оптимизировать конструкцию и
предотвратить повреждение винтовых двигателей малоразмерных летательных
аппаратов при обледенении.