Что ожидает глобальный рынок электромобилей в ближайшей перспективе:

Управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк ответила на вопросы о запасе хода электромобилей, возможном снижении цен на аккумуляторы и развитии зарядной инфраструктуры, а также дала практические советы автомобилистам, которые решили купить электромобиль из Китая.

Ирина Франк — управляющий директор автомобильной компании Frank Auto.

Почему у массовых электрокаров запас хода сильно ограничен и существуют ли предпосылки того, что он увеличится до 1000 км?
Ограниченный запас хода у массовых легковых электромобилей связан с несколькими факторами: в первую очередь, с технологией производства батарей.
В настоящее время литий-ионные аккумуляторы, которые чаще всего используются в электромобилях, имеют определенные ограничения по емкости и плотности энергии.
Технологический прогресс в этой области постепенно увеличивает емкость батарей, но это происходит не настолько быстро, чтобы массово обеспечить запас хода, превышающий 500 км.
Кроме того, повышение емкости батарей приводит к увеличению их веса и габаритов, что может создавать проблемы с установкой в легковые электромобили без увеличения их размеров и веса.
Еще один момент: увеличение запаса хода до 1000 км также потребует развития более мощной зарядной инфраструктуры.
Технологические предпосылки для увеличения запаса хода электрокаров включают разработку эффективных и емких батарей, а также развитие более компактных систем электропривода.
Увеличение производства и снижение стоимости аккумуляторов сделает электромобили с высоким запасом хода доступными для потребителей, но на это потребуется время.
Например, в начале апреля китайский стартап Nio представил первый в мире полутвердый аккумулятор с плотностью энергии 260 Вт•ч/кг и запасом хода до 1055 км. Эта батарея уже готова для массового производства, однако первое время будет доступна только по подписке.
Вероятно, что в ближайшем будущем подобные или более совершенные технологии появятся у других производителей батарей, вроде BYD и CALT, поэтому отрасль однозначно будет развиваться, а более производительные аккумуляторы когда-нибудь уйдут в массовый сегмент. Цена на батареи для электрокаров остается высокой по нескольким причинам. Во-первых, многие аккумуляторы используют литий, никель, кобальт и другие редкие металлы — дорогие и трудоемкие в добыче. Также существует ограниченное количество заводов по производству батарей, что влияет на цену. Исследования и разработки, связанные с безопасностью, долговечностью и емкостью батарей, также оказывают влияние на стоимость, поскольку требуют финансирования. Однако снижение цен на батареи однозначно произойдет в ближайшие несколько лет, и вот почему. Таким образом, можно ожидать, что цены будут постепенно снижаться в течение ближайших нескольких лет благодаря вышеупомянутым факторам. Вероятно, что в скором времени найдется альтернатива используемым при производстве батарей материалам, и аккумуляторы уйдут в более дешевый сегмент, увеличив при этом свою производительность. Именно в эту сторону движется отрасль. Существует несколько путей для дальнейшего развития зарядной инфраструктуры. Один из них — продвижение технологий быстрой зарядки, которые сокращают время зарядки автомобилей и делают их более привлекательными для потребителей. Другой путь — расширение сети зарядных станций по всему миру (и России, в частности), чтобы обеспечить удобство и доступность зарядки для владельцев электромобилей. С точки зрения экономики, установка зарядок для электромобилей считается выгодной в долгосрочной перспективе. Хотя начальные инвестиции в создание инфраструктуры могут быть значительными, с течением времени они однозначно окупятся. Например, зарядная станция на 4 порта стоит порядка трех миллионов рублей, плюс миллион на установку. Полная окупаемость такого проекта составляет в среднем 3-4 года, после чего собственник начнет получать чистую прибыль. По нашим расчетам, зарядная станция способна приносить 1,4 миллиона рублей ежегодно (до уплаты налогов и прочих платежей). То есть, установка зарядок для электрокаров — прибыльный бизнес в долгосрочной перспективе. Однако проблема энергодефицита может сдерживать развитие зарядной инфраструктуры. В ряде стран с ограниченными ресурсами и проблемами с поставкой энергии может возникнуть нехватка мощности для зарядных станций, и это затруднит переход на электротранспорт. Для преодоления проблемы необходимо развивать и использовать более эффективные источники энергии, такие как солнечные или ветряные установки, а также совершенствовать системы энергосбережения и энергоэффективности. Например, существует вероятность, что в теплых регионах будут использоваться солнечные батареи, расположенные на крышах машин. Это позволит снизить стоимость зарядки и эксплуатации электрокара. Некоторые развитые страны, включая Германию и Францию, принимали решения о сокращении программ поддержки электромобилей в связи с возникшими «финансовыми пробелами», связанными, в том числе, с пандемией COVID-19. Однако, с ростом осознания изменения климата и международных усилий по борьбе с загрязнением воздуха, вероятно, интерес к электромобилям будет расти. Возможно, в ближайшем будущем эти программы будут возрождены или укреплены, чтобы стимулировать производство и продажи электромобилей, а также достичь целей по сокращению выбросов и переходу на более чистую энергетику. Кроме того, затормозившиеся госпрограммы вместе с экспансией китайских электрокаров по всему миру привели к тому, что в западных странах попросту нечем конкурировать с брендами Поднебесной. Даже Tesla уже не справляется с конкуренцией в лице BYD — именно этот китайский бренд сегодня стал лидером отрасли, о чем свидетельствуют продажи автопроизводителя. Таким образом, можно ожидать, что в развитых странах будут предприниматься дополнительные шаги для поддержки электромобилей в ближайшие годы, иначе конкурировать с китайцами будет попросту нечем, а запретом на ввоз китайских электрокаров и повышением пошлин проблему не решить. Определенно, электромобили в России могут занять долю в 10% к 2030 году, как планируется в госпрограмме. Это может произойти за счет нескольких факторов. Кроме того, эксперты из Strategy Partners прогнозируют увеличение объема рынка электромобилей в России в 5 раз. Данный прогноз основывается на совокупном среднегодовом темпе роста рынка, который с 2015 по 2023 год составил 134,8%. С начала текущего года продажи электромобилей в нашей стране выросли в 3,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Динамичному развитию рынка способствуют не только электрокары из Китая, чья доля постоянно растет, но и запуск отечественных проектов, таких как бренды «Москвич» и Evolute. С учетом этих факторов и при активной поддержке со стороны государства электрокары могут успешно занять долю в 10% автомобильного рынка России к 2030 году. При выборе электромобиля в первую очередь стоит обратить внимание на его технические характеристики, такие как мощность двигателя, запас хода, время зарядки, возможность подключения к зарядным станциям определенного типа и другие параметры. Выбирать следует модели с запасом хода не менее 300 км. Сегодня многие автопроизводители предлагают достойные электрокары: например, Zeekr, Avatr, Nio, BYD, Tesla, Volkswagen и другие. Выбор той или иной марки зависит от бюджета и личных предпочтений водителя. Также важно обратить внимание на возможность установки собственной зарядной станции возле дома, в гараже или на паркинге. Это позволит существенно сэкономить деньги. Кроме того, уточните наличие сервисных станций в вашем городе или районе и узнайте, где используется качественное диагностическое оборудование и работают лучшие механики, которые разбираются в электромобилях. При покупке электрокара всегда приобретайте страховой гарантийный полис, особенно если машина куплена не у официального дилера. Это позволит получить существенную компенсацию при наступлении страхового случая. Наиболее интересными и востребованными опциями в электрокарах можно назвать автопилот, передовые системы безопасности, возможность дистанционного запуска авто и управления климатом. Конечно же, не стоит забывать про обогрев и боковую поддержку сидений, функции массажа, многочисленные мониторы и качественную медиа-систему. Некоторые электрокары предлагают своим владельцам полноценное спальное место: например, самым продаваемым аксессуаром для автомобиля LiXiang является матрас. Кроме того, электромобиль можно использовать как полноценный генератор на пикниках. Перед покупкой новой или подержанной «электрички» обязательно проведите тест-драйв, чтобы убедиться в исправности, удобстве и комфорте машины. Чтобы выбрать достойный вариант, можно воспользоваться услугами специализированных сервисов по подбору авто или в крайнем случае пригласить на осмотр электромобиля знакомого эксперта. FRANK AUTO RUSSIA — Новые автомобили в Москве с гарантией Тел.: +7 (499) 460—64—96 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: FRANKAUTO_RU
Почему стоимость батарей для электромобилей остается высокой и будет ли она снижаться в ближайшем будущем?

Как будет дальше развиваться зарядная инфраструктура для электрокаров, и насколько выгодны зарядки с экономической точки зрения?

Продолжат ли дальше развиваться затормозившиеся госпрограммы поддержки электромобилей в развитых западных странах?

Смогут ли электрокары занять запланированную в госпрограмме России долю в 10% к 2030 году, и за счет чего это может произойти?

Какие практические советы можно дать россиянам, планирующим купить электромобиль из Китая или других стран?

