Главное Свежее Вакансии Образование
208 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Делай легче, играючи, кайфуй: как применять теорию игр в жизни и бизнесе

Рассказываем, как с помощью теории игр угадывать выбранное собеседником число, не стать жертвой таксиста-мошенника в далекой восточной стране и принимать самые прибыльные и верные бизнес-решения.

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass

От концепции ядерного сдерживания к знакомству с девушкой в баре


Слышали про ядерное сдерживание? Нет? Ну тогда вы точно слышали про стратегическое мышление в бизнесе. Об этом рассказывают не только на курсах MBA, но и на вебинарах у всех бизнес-коучей.

Так вот, все подходы к стратегическому мышлению основаны на принципах из теории игр.

И не только в бизнесе, но и в жизни.

Помните сцену из «Игр разума», где герой Рассела Кроу предлагает друзьям игнорировать самую привлекательную девушку, чтобы все остались довольны вечером? Так вот это же самое мышление можно применять и для развития бизнеса, и для экономии на такси и для много чего еще.


В итоге блондинка, к которой хотели подкатить все, осталась одна, а все остальные нашли себе пару

Мы решили написать об этом статью, чтобы сэкономить вам время и деньги на курсах по успешному успеху от людей, которые не платят налоги. Садитесь поудобнее, будет интересно.

Поехали.

Что вообще такое теория игр


Многие думают, что теория игр — это что-то про шахматы, покер или настольную Монополию. Вообще-то это так, но мы ведь знаем, что на самом деле теория игр — это математическая дисциплина, в которой под игрой понимается любая ситуация, где конфликтуют интересы нескольких участников.

Игрой с точки зрения теории игр являются и шахматы, и матч по Доте или Контре, а еще президентские выборы или даже ваш выбор между метро и собственной машиной, когда вы собираетесь утром поехать на работу.

Теория игр — это одно из направлений прикладной математики, в котором исследуется поведение участников конфликтной ситуации для выбора оптимальной стратегии поведения. Для поиска решений используется математическое моделирование поведения.

Давайте теперь на паре примеров разберемся, как играть игры так, чтобы выигрывать, раз уж вы все равно играете в них каждый день, даже если сами того не подозреваете.

Угадайте число от 1 до 100


Предлагаем вам сыграть с нами в игру.

Мы загадали число от 1 до 100, а ваша задача — угадать его.

Угадать число с первого раза сложно: вероятность того, что вам повезет сразу же — всего 1%. Это очень мало. Поэтому мы дадим вам 5 попыток и после каждой попытки будем сообщать, какое число вы назвали — большее или меньшее.

Начнем.

Рискнем предположить, что вы выбрали число 50. Именно его называет большинство людей. К сожалению для вас, это число больше того, что мы загадали.

Теперь вам разумнее всего будет назвать 25. Именно его назовет большинство людей на второй попытке. Сожалеем, но это число меньше загаданного.

Если 25 — слишком мало, а 50 — слошком много, то логичнее всего выбрать следующим число 37. Упс, 37 тоже слишком маленькое число. Может, мы загадали 42?

Сделаем небольшую паузу. Если число больше 42, но меньше 50, то возможные варианты такие: 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49.

Так какое же число стоит выбрать?

Все предыдущие попытки вы делали абсолютно верный выбор, чтобы получить максимальную информацию о выбранном случайным образом числе. Говорят, что генеральный директор Майкрософт Стивен Балмер использовал эту игру, чтобы проверить кандидатов. Правильный ответ на этом собеседовании был таким: 50, 25, 37, 42...

Балмер хотел выяснить, может ли собеседуемый решить эту задачу самым логичным способом.

Стивен Балмер выбирал число случайным образом, а мы — нет. На собеседовании в Майкрософт правильно было бы совокупность оставшихся чисел делить на два и выбирать полученное число, но мы выбрали число не случайно, а загадали именно такое число, чтобы максимально обезопасить себя от проигрыша.

Главный урок теории игр в том, чтобы уметь ставить себя на место оппонента. Мы прекрасно знали, что если выберем 50, то можем проиграть, а еще мы знали, что самая логичная последовательность ваших вариантов будет такой: 50, 25, 37, 42.

Представьте себя на нашем месте. Какое число дальше всего от 50? Это парадоксально, но число 49 дальше всех остальных, потому что если представить, что мы будем продолжать играть и дальше после пятой попытки, то вы доберетесь до 49 максимально длинным путем.

Теперь, когда мы дали вам некоторое преимущество, рассказав о своей тактике, делайте последнюю попытку. Учитывая все, что вы теперь знаете, лучший выбор — 49.

Вы выбрали 49?

Поздравляем. Себя, а не вас. Мы загадали число 48.

В эту игру всегда побеждает тот, кто думает на шаг вперед. Если бы мы знали, что вы знаете наш замысел, мы бы загадали число 47. Ну а если бы мы предположили, что вы еще умнее, мы бы даже могли выбрать число 49.

Ну ладно. Мы это все вам рассказывали не для того, чтобы кичиться своей хитростью, а для того, чтобы вы поняли, что превращает любую ситуацию в игру. Игрой называются ситуации, где вы принимаете решение, принимая во внимание цели и стратегию других игроков.

Этим инженерный подход и отличается от подхода игрока: инженер выбирает математически оптимальное решение, а игрок — оптимальное решение, основанное на вероятном замысле оппонента.

Как использовать теорию игр в бизнесе, чтобы не бояться конкуренции, когда это не нужно


Теория игр широко применяется менеджерами, маркетологами и другими специалистами для принятия решений в разных областях:

  1. Ценовая политика
  2. Выход на новые рынки
  3. Поиск партнеров и сотрудничество с конкурентами
  4. Подбор персонала и руководителей направлений

Все эти сферы роднит одно: в каждой из них, как и во многих других бизнес-процессах приходится принимать сложные решения в запутанных ситуациях с несколькими участниками. Именно для этого теория игр и нужна.

Приведем простой, но очень красноречивый пример из истории соперничества двух айти-гигантов — IBM и TELEX.


Кстати, на волне паники ходили разговоры, сможет ли старый Telex заменить собой SWIFT, если что

Когда компания TELEX объявила, что готовится выходить на рынок, где уже активно и успешно работает корпорация IBM, то в последней провели кризисное совещание, на котором обсуждали, что можно сделать для противодействия успешному выходу конкурента на рынок.

Каков был план IBM: конкурент решит, что IBM будет много тратить на борьбу, в TELEX посчитают, что им придется потратить на эту борьбу еще больше, и в результате TELEX не рискнет выходить на новый рынок.

Как отреагировали в TELEX: применили теорию игр — посчитали, какие затраты понадобятся IBM для противодействия новичку и пришли к выводу, что в IBM не решатся вложить столько денег в борьбу.

И они оказались правы: они не делали ровным счетом ничего, потому что предвидели будущее — IBM тоже не делали ничего. TELEX перехитрил оппонента, который решил, что их кризисное совещание и построение планов по борьбе спугнет новичков.

В итоге TELEX успешно вышли на рынок.

Как не быть обманутым во время поездки на такси в незнакомой стране


Следующий пример, как и игра в угадывание числа, взят из книги «Теория игр: искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» Барри Нейлбаффа и Авинаша Диксита.

Представим двух американских экономистов, которые приехали в Иерусалим на научную конференцию.

Поздним вечером экономисты ловят такси и садятся в машину. Радушный таксист, опознав в пассажирах американцев, заявляет, что не станет включать счетчик и возьмет с гостей из США меньше денег, чем пришлось бы заплатить по счетчику.

Конечно, ученые скептически отнеслись к такому заявлению, но с другой стороны, спорить прямо сейчас и просить включить счетчик означало бы рискнуть и поссориться с этим водителем, а значит — пришлось бы искать новое такси, чего ночью делать бы не хотелось. Если отложить спор до приезда, то позиция экономистов будет сильнее.

Когда таксист довез экономистов до отеля, то потребовал 2500 шекелей. Это дико возмутило одного из пассажиров, и он сказал, что не заплатит больше 2200 шекелей.

Водитель заявил, что оттуда сюда за эту сумму никто их не довезет, пришел в ярость, заблокировал все двери и повез пару экономистов обратно. Когда он приехал на то место, где они поймали такси, то открыл двери и сказал, чтобы они попробовали поймать хоть кого-нибудь, кто довезет их до отеля за 2200 шекелей.

Экономисты поймали новое такси и доехали до отеля ровно за 2200 шелекей.

Какова мораль?

Получается занятная ситуация:

  1. Первый таксист не получил ни копейки, хотя хотел 2500 шекелей
  2. Экономисты заплатили 2200, как и хотели, но потратили сильно больше времени, чем могли бы потратить
  3. Другой таксист, который был поскромнее, заработал 2200 шекелей

Если бы таксист так же хорошо знал теорию игр, игроков было бы меньше, но зато все они остались бы довольными.

Хорошая сделка — это такая сделка, когда каждая сторона считает, что обдурила оппонента. Так бывает.

Жаль, что редкие таксисты так хорошо знакомы с теорией игр. Зато в бизнесе они разбираются.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.