Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass .
Теперь мессенджер Compass можно за 10 минут установить на свой сервер . А если хотите начать общаться прямо сейчас, попробуйте облачную версию .
В жизни каждого человека случаются форс-мажоры, когда хочется жаловаться и винить обстоятельства. Но если ныть — это философия, которую человек проецирует на работу, стоит задуматься.
Такие люди не берут на себя ответственность и втягивают всю команду в свои «игры». И пока сотрудники тратят время на спасение жертв, компания теряет деньги. Как распознать жертву и что с ней делать — рассказали в статье.
Кто такие жертвы и чем они опасны Понять сотрудников, которые вроде бы что-то делают на работе, но на деле только разводят «Санта-Барбару», поможет треугольник Карпмана. Эту социальную модель взаимодействия называют еще "драматическим треугольником".В этом треугольнике три роли: преследователь, спасатель и жертва.
Модель часто используется для анализа созависимых отношений, но также она помогает понять «жертву» на работе. Жертва — главная фигура в треугольнике, потому что именно она запускает эту схему: провоцирует агрессора и ищет защитника.
Жертва большую часть времени жалуется на жизненные трудности, но не ищет решений. Это один из ключевых признаков ее поведения. Жертва своими действиями «приглашает» тирана ее наказать или обвинить, а спасателя — защитить. Но жертва не такая беспомощная, как может показаться. Она может быстро перейти в любую другую роль: агрессора или защитника.
У жертв в компании всегда виноваты другие: коллеги, клиенты, подрядчики, руководство. Но никто не играет жертву на 100%. Человек берет эту роль, когда запускается «игра», то есть когда приходит тиран и начинает атаковать.
Когда это происходит — жертва избегает ответственности. Она не ищет решение проблемы, а только думает о том, как избежать обвинений.
Жертвы в конфликтной ситуации не стремятся достигать результатов. Из плохого: они стараются втянуть в «игру» новых людей. И если команда принимает такое «приглашение», все начинают дружно спасать жертву и тянуть ее, как репку. Тут уже не до работы и ее показателей.
Еще хуже, если жертва переходит в другую роль, обычно в агрессора, и «заражает» всю команду. Она нападает на коллег и если они принимают правила «игры» — все начинают защищаться и оправдывать свои неудачи внешними факторами. В итоге количество жертв на м² зашкаливает.
Единственный способ — не играть с жертвами в игру. Как это сделать — расскажем в конце статьи.
Friendly Reminder: Приведите коммуникацию в порядок в мессенджере Compass . Можно использовать облачную версию или развернуть мессенджер на своем сервере всего за 10 минут.
Как распознать жертву Вот несколько признаков, на которые стоит обратить внимание.
На собеседовании
Слушайте внимательно, как кандидат рассказывает о прошлых проектах. Жертва всегда винит в неудачах других. Например, если слышите что-то вроде: «Проект был хороший, но клиент все правками запорол», — это не ваш кандидат. Хороший сотрудник фокусируется не на том, кто виноват, а что делать, чтобы исправить ошибку и не допустить ее в будущем.
Обратите внимание на язык тела кандидата. Если он демонстрируют замкнутую позу и избегают конкретных ответов — скорее всего он неуверен в своих силах и боится ответственности.
Во время фидбека
Когда руководитель или коллеги приходят с обратной связью — жертва сразу встает в оборону. Она не хочет слышать критику и воспринимает все в штыки. Глухая защита не приблизит бизнес к результату.
Кроме того, если сотрудник не умеет принимать конструктивную критику и не готов признавать свои ошибки — это может быть признаком низкого эмоционального интеллекта. Такие люди не способны адекватно реагировать на стресс и конфликты, что точно негативно скажется на работе команды.
Виноваты внешние факторы
Жертва всегда найдет внешние причины своих ошибок. Да, никто не застрахован от болезней и случайностей. Но не все проколы можно этим оправдать. Вам важно узнать не причину ошибки, а что и когда человек сделает, чтобы ее исправить.
Постоянно ищут одобрения
Одобрение — как наркотик для жертвы. Она не может принимать решения и двигаться вперед без уверенности, что ее действия одобрят другие. Процессы замедляются, а новые идеи не появляются — жертва боится, что их не одобрят.
Кроме того, такое поведение может создать дополнительную нагрузку на руководителя. Он будет вынужден постоянно поддерживать и успокаивать сотрудника.
Давят на эмоции
Обратите внимание на способ коммуникации сотрудника. Жертвы часто используют эмоциональный язык, чтобы вызвать жалость. Например: «Я себя так плохо чувствую, а мне совсем никто не помогает».
Что делать, когда они уже в команде Если вы обнаружили жертву в своей команде, у вас есть два варианта. Действуйте решительно и осторожно.
Не играйте с ними в игры
С каждым случается, когда все идет не по плану. Иногда люди чувствуют себя жертвами из-за жизненных обстоятельств. Это временно. Важно не вступать в их игру, не поддаваться на «провокации» и уводить диалог в конструктивное русло. Если вы все сделаете правильно — человек сам осознает проблему и исправится.
Увольнять, если «жертва» — жизненная философия человека
Если нытье и перекладывание вины — это жизненная философия человека, единственный выход — увольнение. Это решительный шаг, но иногда он необходим.
Если сделать это правильно, можно сохранить теплые отношения.
Помогите с трудоустройством Попросите HR провести карьерную консультацию: оформить резюме и сопроводительное, написать рекомендательное письмо, определить карьерный трек и навыки для роста или смены направления. Это перенастроит человека с грустных мыслей на покорение новых вершин.
Внесите в базу фрилансеров Обсудите со специалистом желание сотрудничать на фрилансе. Бывший сотрудник может стать отличным проектным исполнителем, так как он уже знает компанию и с ним налажено общение.
Сохраните доступы к курсам и библиотеке Этот жест лояльности поможет человеку изучить новые навыки во время перерыва от работы.
Устройте прощальную вечеринку Организуйте в последний день прощальную вечеринку с пиццей и завершите работу на полчаса раньше. Произнесите небольшую речь с благодарностями и пожеланиями удачи. Главное согласуйте мероприятие с самим сотрудником.
Иногда лучше расстаться с сотрудником, чем продолжать терпеть его выходки и разрушительное поведение. Это позволит компании двигаться вперед и достигать поставленных целей.
Еще несколько советов, чтобы в работе было меньше драмы Чтобы никто не хотел играть в токсичные игры и делать из работы турецкий сериал, нужна здоровая атмосфера в команде. Вот несколько базовых советов:
Открыто и конструктивно разговаривайте о проблемах, поощряйте достижения. Помогут созвоны, у нас как раз появились крутые конференции . Обучайте сотрудников, помогайте им развиваться. Поддержка и признание достижений мотивируют команду и уменьшают желание жаловаться. Обсудите лично, или делегируйте HR, задачи и цели сотрудников на дистанции. Помогите команде сделать план корпоративного развития. Регулярно проводите оценку работы и давайте конструктивную обратную связь. Делайте так, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя частью команды и понимал свою роль в общем деле. Вовлекайте людей в принятие решений, спрашивайте их мнение. Это помогает снизить риск появления жертв. Поощряйте сотрудников брать на себя ответственность и принимать решения. Давайте им свободу действий в рамках их обязанностей и не забывайте награждать.