Карате: знакомимся с самыми известными стилями
Топ-10 известных стилей, школ карате
1. Годзю-рю. Жестко-мягкий стиль. Появился в Японии чуть более века назад. Основателем годзю-рю считается Мияги Тедзюн. Стиль направлен на обретение свободы духа, на формирование стойкости характера, умение возноситься над человеческими телесными страданиями. В годзю-рю удивительным образом очень гармонично сочетаются жесткие и мягкие техники. Для этого стиля характерны резкие атаки и мягкие блоки в обороне, движения бойцов предсказать практически невозможно. Много внимания на тренировках уделяется дыханию. Стойки для тела естественны и высоки, их очень удобно применять в уличных боях, при самообороне, тем более, что они нестатичные, подвижные. Учебная программа состоит из 12 кат: чтобы перейти к очередному этапу сандана, ученик должен овладеть в совершенстве всеми двенадцатью навыками.
2. Сито-рю. Название переводится как «путь пустой руки». Основателем считается мастер Кенва Мабуни, популярность стиль получил в 1934 году. Бойцы совершенствуют свое тело и свой дух, на тренировках фокусируются на скорости и плавности своих движений, вне зависимости от того, отрабатывают ли они каты или спаррингуются. Стойки для этого стиля характерны низкие и короткие: каратисты, занимающиеся сито-рю, иногда похожи на сумоистов. Атаки проводятся через удары ногами, руками, локтями, блоки могут быть мягкими и жесткими. Основная задача бойца — сразить соперника за наименьшее количество ударов, в идеале — с первого.
3. Вадо-рю. Стиль гармонии, «школа мирного пути». Появился в Японии в 1939 году с легкой руки мастера Оцука Хиронори. Основная задача последователей Вадо-рю — развить внутреннюю уверенность, достичь гармонии между духом и телом, сформировать гуманное отношение к окружающему миру и людям. На тренировках основной акцент делается на то, чтобы свести к минимуму амплитуду движений и расход сил — в бою используются уклоны, блоки с перемещением, броски, подсечки, болевые приемы, отвлекающие движения. Стойки высокие и подвижные, комфортные для бойцов. Также Вадо-рю предполагает изучением приемов обезоруживания соперника с ножом, с мечом.
4. Сетокан (Шотокан). Японский стиль, который в 1938 году получил известность. Основатель — мастер Гичин Фунакоши. Название переводится как «Дом колышущихся сосен», сочетает логику и духовность. Бойцы Сетокан никогда первыми не нападают. Стиль включает в себя 26 кат, стойки широкие и глубокие, развивающие силу и выносливость ног, позволяющие формировать мощные линейные удары. Точное ровное положение тела, синергия между крупными мышцами обеспечивают высокую проникающую способность ударов. Однако во время тренировок каждый боец отрабатывает небольшое количество приемов, так что предугадать поведение соперника достаточно легко. Бойцы в бою фокусируются на блокировании, уклонении, атаки проводятся редко, но мощно.
5. Кекусинкай, «Школа абсолютной истины». Стиль был основан Оямой Масутацу в Японии в 1954 году, сформировался как одна из веток Годзю-рю. Направлен на максимальную осознанность всех своих действий и поступков, на концентрации вокруг идеи преодоления любых трудностей. Стиль призван возродить истинное боевое искусство в условиях нынешнего мира с современными реалиями. Практикуется традиционная обучающая система, тренировки подразумевают воинскую суровую дисциплину. Бойцы физически и психологически в любой момент готовы к схватке. Во время тренировок много внимания уделяется технике работы с разными видами оружия и разнообразными подручными средствами;
6. Дзесинмон-Серин-Рю. Японский стиль, основанный Хошу Икеда — отпочковался в отдельное направление в 1969 году из Шорин-рю. Основной акцент делается на расширение своих возможностей, открытие уникальных способностей, укрепление силы духа. На тренировках бойцы осваивают навыки владения телом, духом, окружением. Стиль включает множество техник и методик, начиная от кумитэ, кобудо, заканчивая тамэшивари. Бойцы изучают семь кат сейрен (прямая передача) и восемь кат бецудэн (опосредованная передача). Идеальным вариантом окончания боя считается китайская ката Ван-кан, когда соперник поражен на уровне паха, солнечного сплетения или сонной артерии.
7. Дошинкан. Основан стиль был в 1966 году Итикава Исао. Много внимания на тренировках уделяется медитации, ритуалам, ритму. Бойцы исповедуют вегетарианское питание, отрабатывают 15 стоек, 6 блоков ногами, 12 блоков руками, тренирую захваты, учатся использовать энергетические ресурсы человеческого организма.
8. Серин-Рю. Переводится как «Школа Шаолиня». Стиль, соединяющий техники Томари-тэ и Сюри-тэ, сформировался на исходе XIX века. Включает в себя четыре родственные школы: Собаяси, Кобаяси, Мацубаяси, Мацумура карате. Подразумевает использование бойцами хитрых маневров, так что предугадать поведение соперника во время поединка практически невозможно, даже когда удар уже начат: для этого стиля характерно использование большого количества обманных движений: боец начинает движение ногой, а атакует рукой, и наоборот.
9. Синдо-рю. «Школа истинного пути». Стиль, рожденный в 1956 году из стиля Серин-рю. Родоначальником Синдо-рю считается семья Ханасиро. Бойцы воспитывают в себе дух, нравственность. Лучшей победой считается победа без боя — когда до столкновения дело вообще не доходит. Для стиля характерны сильные прямые атаки и мягкая защита. Одна из самых уважаемых и самая жесткая организация боевых искусств. Принцип школы — решимость идти до конца и стремление одним ударом сразить соперника. Много сил и энергии во время тренировок вкладывается в практику каты, она основная, дополнительная — кумитэ. Бойцы много работают на снарядах, отказываются от защитных средств.
10. Фудокан. Относительно молодое направление, которое появилось в 1980 году, сформировано с легкой руки Ильи Йорги, мастера боевых искусств. Означает духовную непоколебимость, стремление следовать одной идее, не отвлекаясь на внешние факторы, не отклоняясь в стороны. Среди особенностей стиля можно отметить отсутствие разделения бойцов по весу.
Как видно, большая часть стилей карате направлена на развитие духовного потенциала бойцов. Физические и технические навыки развиваются как следствие, как способ сохранять духовный баланс, гармонию в любых ситуациях.
#ВладимирВоронинФСК #ВлвдимирВоронинжена #ВладимирВорнин